Игра как основа деятельности

Тема 14. Игра как основа деятельности временного детского коллектива

(тема для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине)

 

Игра оказывает важнейшее влияние на различные аспекты психического развития ребенка. В частности, она способствует формированию навыков общения со сверстниками, становлению произвольного поведения ребенка. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Игровая деятельность в условиях оздоровительного лагеря выполняет следующие функции:

развлекательную (развлечение, доставка удовольствия, воодушевление, пробуждение интереса);

коммуникативную (освоение диалектики общения);  

игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

диагностическую (выявление лидеров в коллективе, выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);

социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития). 

Среди множества классификаций игровых методик можно выделить следующую:

по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

В «Педагогической копилке» (портфолио воспитателя) мы представили классификацию игр в соответствии с возможными ситуациями их использования в условиях лагеря.

Для воспитателя игра – самый удобный метод воздействия на детей. Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда воспитатель заботится об идейном содержании игр, учитывает возрастные особенности детей, сам организует игру. Игрой надо умело руководить, ни в коем случае не допуская всякого рода запрещений и непродуманного прямого вмешательства взрослых. Важным условием развития детской игры является и наличие у воспитателя «игровой позиции», которая основывается на общих принципах игры: добровольности, игровом равенстве и др. Игра предполагает овладение условным языком игры, выраженном в слове, жесте, мимике, пластике. Надо играть вместе с детьми.

          Технология проведения игры включает следующие этапы:

Подготовка

определить тему, цель и задачи игры;

продумать правила (ход, последовательность, этапы);

подготовить награды и призы для участников.

Проведение

вступительное слово ведущего;

знакомство с условиями и порядком проведения игры;

процесс игры.

Подведение итогов

анализ игры ведущим;

награждение победителей;

рефлексия участников.

Особое место среди игровых методик занимают сюжетно-ролевые игры («Академия творческих наук», «Царство Берендея», «Путешествие вокруг света» и др.). Эти игры, моделирующие реальный мир взрослых, позволяют детям побывать взрослыми и через игру «отрепетировать» решение определенных «взрослых» ситуаций.

 

Существует несколько принципов реализации сюжетно-ролевых игр:

сменяемость ролей;

педагогическое управление эмоциональным состоянием игроков;

соблюдение правил и законов игры.

В процессе сюжетно-ролевой игры выделяются следующие этапы:

введение в игру - завязка-мотивация;

развитие игры - самореализация;

кульминация игры - эмоциональный взрыв;

развязка игры - самоанализ;

финал игры - рефлексия.

Соединение разнообразных творческих видов деятельности на ограниченном пространстве (отряд, лагерь, поляна, поход и т.д.), в ограниченном промежутке времени (от 2-5 дней до всей смены), в условиях плотного и насыщенного графика мероприятий (режим дня, чередующийся с мероприятиями) дает уникальную возможность для проведения интереснейших сюжетно-ролевых игр.

Преимущества сюжетно-ролевого моделирования смены очевидны:

творческая совместная деятельность детей и взрослых;

высокий воспитательный потенциал;

создание атмосферы «неповторимости» смены;

формирование традиций общения, закрепление социально ценных норм и привычек поведения, индивидуальной самобытности.

Логика развития смены в лагере предусматривает проведение крупных праздничных как общелагерных, так и отрядных мероприятий. Методика подготовки и проведения праздника основывается на следующих требованиях:

Присутствие общей идеи.

Создание органа управления и координирования мероприятием.

Развитие праздника в соответствии с принципами законченного произведения, где есть завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Продуманное музыкальное, информационное и художественное обеспечение.

Участие в мероприятии максимального количества участников.

Структура шоу-мероприятия:

Настройка зала (плакаты-приветствия, люди в костюмах, музыка, декорации, игры с залом).

Творческая завязка (задача, которая приведет к какому-нибудь необычному результату).

Действие с включением всех участников.

Работа со зрителями (игры и конкурсы со зрителями).

Логическое завершение мероприятия.

«Жирная» эмоциональная точка (яркая, веселая, лирическая, загадочная и т.п.).

Учитывая многообразие различных видов и форм деятельности, которые реализуются в условиях детского оздоровительного учреждения образования, необходимо отметить, что у детей и подростков есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих возможностей и потребностей. Задачи воспитателя не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но и включают в себя подготовку ребят к грамотному проведению игр при самостоятельной ее организации. Необходимо помнить, что правильный смысл игры заключается не в победе над «противником» любой ценой, а в физическом, духовном и коммуникативном удовольствии.