Игра как основа деятельности
Тема 14. Игра как основа деятельности временного
детского коллектива
(тема для самостоятельной работы по изучаемой
дисциплине)
Игра оказывает важнейшее влияние на различные аспекты
психического развития ребенка. В частности, она способствует формированию
навыков общения со сверстниками, становлению произвольного поведения ребенка.
Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети
приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о
товарищах.
Игровая деятельность в условиях оздоровительного лагеря
выполняет следующие функции:
развлекательную (развлечение, доставка удовольствия,
воодушевление, пробуждение интереса);
коммуникативную (освоение диалектики общения);
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическую (выявление лидеров в коллективе, выявление
отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
функцию коррекции (внесение позитивных изменений в
структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех
людей социально-культурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого
общежития).
Среди множества классификаций игровых методик можно
выделить следующую:
по содержательному признаку (военные, спортивные,
художественные, экономические,
политические);
по составу и количеству участников (детские, взрослые,
одиночные, парные, групповые);
по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют
(физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и
др.).
В «Педагогической копилке» (портфолио воспитателя) мы
представили классификацию игр в соответствии с возможными ситуациями их
использования в условиях лагеря.
Для воспитателя игра – самый удобный метод воздействия на
детей. Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда
воспитатель заботится об идейном содержании игр, учитывает возрастные
особенности детей, сам организует игру. Игрой надо умело руководить, ни в коем
случае не допуская всякого рода запрещений и непродуманного прямого
вмешательства взрослых. Важным условием развития детской игры является и наличие
у воспитателя «игровой позиции», которая основывается на общих принципах игры:
добровольности, игровом равенстве и др. Игра предполагает овладение условным
языком игры, выраженном в слове, жесте, мимике, пластике. Надо играть вместе с
детьми.
Технология проведения игры включает следующие
этапы:
Подготовка
определить тему, цель и задачи
игры;
продумать правила (ход, последовательность,
этапы);
подготовить награды и призы для
участников.
Проведение
вступительное слово
ведущего;
знакомство с условиями и порядком проведения
игры;
процесс игры.
Подведение
итогов
анализ игры
ведущим;
награждение
победителей;
рефлексия
участников.
Особое место среди игровых методик занимают
сюжетно-ролевые игры («Академия творческих наук», «Царство Берендея»,
«Путешествие вокруг света» и др.). Эти игры, моделирующие реальный мир взрослых,
позволяют детям побывать взрослыми и через игру «отрепетировать» решение
определенных «взрослых» ситуаций.
Существует несколько принципов реализации сюжетно-ролевых
игр:
сменяемость
ролей;
педагогическое управление эмоциональным состоянием
игроков;
соблюдение правил и законов
игры.
В процессе сюжетно-ролевой игры выделяются следующие
этапы:
введение в игру -
завязка-мотивация;
развитие игры -
самореализация;
кульминация игры - эмоциональный
взрыв;
развязка игры -
самоанализ;
финал игры -
рефлексия.
Соединение разнообразных творческих видов деятельности на
ограниченном пространстве (отряд, лагерь, поляна, поход и т.д.), в ограниченном
промежутке времени (от 2-5 дней до всей смены), в условиях плотного и
насыщенного графика мероприятий (режим дня, чередующийся с мероприятиями) дает
уникальную возможность для проведения интереснейших сюжетно-ролевых игр.
Преимущества сюжетно-ролевого моделирования смены
очевидны:
творческая совместная деятельность детей и
взрослых;
высокий воспитательный
потенциал;
создание атмосферы «неповторимости»
смены;
формирование традиций общения, закрепление социально
ценных норм и привычек поведения, индивидуальной
самобытности.
Логика развития смены в лагере предусматривает проведение
крупных праздничных как общелагерных, так и отрядных мероприятий. Методика
подготовки и проведения праздника основывается на следующих
требованиях:
Присутствие общей
идеи.
Создание органа управления и координирования
мероприятием.
Развитие праздника в соответствии с принципами
законченного произведения, где есть завязка, развитие событий, кульминация,
развязка.
Продуманное музыкальное, информационное и художественное
обеспечение.
Участие в мероприятии максимального количества
участников.
Структура
шоу-мероприятия:
Настройка зала (плакаты-приветствия, люди в костюмах,
музыка, декорации, игры с залом).
Творческая завязка (задача, которая приведет к
какому-нибудь необычному результату).
Действие с включением всех
участников.
Работа со зрителями (игры и конкурсы со
зрителями).
Логическое завершение
мероприятия.
«Жирная» эмоциональная точка (яркая, веселая, лирическая,
загадочная и т.п.).
Учитывая многообразие различных видов и форм деятельности,
которые реализуются в условиях детского оздоровительного учреждения образования,
необходимо отметить, что у детей и подростков есть возможность попробовать себя
во всех сферах этой деятельности, исходя из своих возможностей и потребностей.
Задачи воспитателя не ограничиваются правильным проведением той или иной игры,
но и включают в себя подготовку ребят к грамотному проведению игр при
самостоятельной ее организации. Необходимо помнить, что правильный смысл игры
заключается не в победе над «противником» любой ценой, а в физическом, духовном
и коммуникативном удовольствии.