Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь

 

                     УТВЕРЖДАЮ              

Министр образования

                     Республики Беларусь

                                                                              М.А.Журавков           

15 февраля 2016г. 

  

КОНЦЕПЦИЯ

ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

 

Современная ситуация требует глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как в последние десятилетия образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей претерпел качественные изменения. Многие семьи в силу различных причин не могут самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.

Изменения в законодательстве создают условия для совершенствования системы детского отдыха и оздоровления. Кодекс Республики Беларусь об образовании впервые дал правовое определение понятий, относящихся к оздоровлению детей и подростков. Данный документ согласовал вопросы детского отдыха и укрепления здоровья детей, обучения, воспитания и развития детей, которые являются системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения. 

Организацию детского отдыха и оздоровления сегодня можно рассматривать как один из важнейших компонентов здоровьесберегающей технологии воспитания, оказывающей влияние не только на физическое, но и на моральное и психологическое состояние детей. 

Вопросы организации отдыха и оздоровления детей регламентируют: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Указ Президента Республики Беларусь 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02 июня 2004 г. № 662  «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей», Концепция санаторно-курортного лечения и оздоровления населения

Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

В то же время республиканская нормативно-правовая база не учитывает все изменения в сфере организации летнего отдыха, произошедшие в последние годы. 

Во многих детских оздоровительных учреждениях недостаточно развита инфраструктура, высока изношенность основных фондов, качество условий не соответствует уровню, необходимому для реализации оздоровительных и воспитательных программ.

Недостаточно    разработана          общественно-государственная система контроля качества деятельности оздоровительных лагерей, не разработаны объективные критерии качества реализуемых программ. 

Существует необходимость выявления педагогических условий эффективной воспитательной работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в современной социокультурной среде. В настоящее     время          проблема   воспитания          в   воспитательнооздоровительных учреждениях образования вышла на первый план и требует разработки в связи с очевидностью противоречий между: воспроизведением педагогами воспитательно-оздоровительных учреждений образования традиционного опыта воспитательной работы и          качественно       новыми          характеристиками          окружающего социокультурного пространства; социокультурным      опытом          педагогов и       личным          опытом

прибывающих на отдых и оздоровление детей; существующей на     практике          тенденцией        к          признанию приоритетности учебного процесса относительно воспитательной работы и декларированием обратного; недостаточным научно-методическим    и          информационным

обеспечением воспитательной работы педагогов воспитательнооздоровительных учреждений образования и широким информационным полем современных подростков, обусловленным интенсивностью развития средств массовой коммуникации; открывшимися возможностями создания вариативных программ и недостаточным уровнем квалифицированной профессиональной подготовки педагогов; декларированием приоритетности организации оздоровления детей и отсутствием четкой научно обоснованной концепции отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь.

Стратегия развития системы отдыха и оздоровления детей ориентирована на качественные преобразования ее центрального звена –воспитательно-оздоровительных          учреждений          образования       и механизмов управления данной системой.

 

Цель, задачи и основные принципы Концепции

Концепция базируется на следующих основных принципах:

межведомственного          взаимодействия          -          создание    вертикали государственно-общественного          управления        системой          отдыха      и оздоровления детей, обеспечение согласованности действий органов государственного          управления,          предприятий,          общественных   и некоммерческих организаций; государственно-общественного          подхода     -          обеспечение открытости          системы    отдыха      и          оздоровления     детей,          участия общественных организаций и общества в целом в организации отдыха и оздоровления     детей,          общественно-государственного       контроля          за соблюдением норм и правил безопасности их жизнедеятельности; интеграции - обеспечение единства образовательной, социальнопедагогической,          оздоровительной,          психологической,          культурнодосуговой деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования; инвестиционного          развития    -          обеспечение          привлечения инвестиций          со     стороны          государственных        и          негосударственных организаций, коммерческих структур; развивающего досуга - создание условий для раскрытия

индивидуального потенциала, социальных инициатив детей; учета природных факторов - обеспечение размещения воспитательно-оздоровительных учреждений и проведения оздоровительных мероприятий в экологически благополучных районах Республики Беларусь.

Целью Концепции является совершенствование системы отдыха и оздоровления детей для оптимального удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.

Основные задачи Концепции: повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления

детей;  совершенствование нормативно-правовой базы системы отдыха

и оздоровления детей и структуры управления данной системой; сохранение и развитие инфраструктуры системы отдыха и оздоровления          детей,        создание          условий     для          повышения        ее

инвестиционной привлекательности;

развитие теории и практики работы учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи на основе инновационных и экспериментальных программ и проектов, обобщения опыта лучших учреждений; повышение роли научных учреждений в концептуальном, программно-аналитическом и методическом обеспечении сферы отдыха и оздоровления детей; выработка единых подходов к содержанию деятельности

учреждений, организующих отдых и оздоровление детей; совершенствование механизмов кадрового обеспечения системы отдыха и оздоровления детей путем создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей с возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения; внедрение прогрессивной прозрачной системы финансирования детского отдыха и оздоровления с привлечением государственных средств (сертификат на оздоровление); обеспечение гарантий права детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации, на отдых; целенаправленное развитие различных форм семейного отдыха.

На решение вышеперечисленных задач направлена Концепция системы отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь (далее - Концепция).

 

Основные термины и их определения, которые используются в Концепции:

воспитательно-оздоровительное учреждение образования – учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу

дополнительного образования детей и молодежи;  образовательно-оздоровительный       центр                воспитательно-

оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, оказывает содействие оздоровительным лагерям в осуществлении научно-методического обеспечения образования, научно- методического обеспечения программ воспитания и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха; оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха;

         воспитание                 целенаправленный          процесс     формирования

духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности; воспитательный         процесс              деятельность          учреждений образования,          иных         организаций,          которым    в          соответствии     с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания; смена -   период          нахождения       детей          в       воспитательно-

оздоровительном учреждении, необходимый для освоения содержания ими соответствующих программ воспитания и образовательных программ; природные лечебные ресурсы – природные лечебные факторы,

используемые в лечебных и профилактических целях.

оздоровление – комплекс          мероприятий,          направленных    на повышение        устойчивости          к       физическим,          биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.

 

Общие положения Концепции

Настоящая Концепция основывается на принципах государственной социальной политики в сфере образования, воспитания и оздоровления. Развитие системы отдыха и оздоровления детей рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Республике Беларусь.

Методологические основы Концепции.

Концепция, базируясь на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов, а также руководствуясь принципами системности и преемственности воспитательной деятельности и оздоровления, определяет сущность и основные направления отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь.

Настоящая Концепция закрепляет в качестве приоритетов в развитии системы летнего отдыха и оздоровления детей воспитание и оздоровление. 

 Воспитание       является          составляющей   частью          отдыха      и оздоровления детей.

Воспитание, осуществляемое в процессе организации отдыха и оздоровление детей, можно рассматривать как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятия физической культурой, спортом, туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарноэпидемиологических требований.

Целью       системы    отдыха          и       оздоровления     детей          является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.

Достижение данной цели предполагает решение следующих основных задач:

обеспечение единства процессов сохранения и укрепления

здоровья детей, их развития и образования; осуществление поддержки системы организации отдыха и оздоровления детей со стороны органов исполнительной власти Республики Беларусь, органов местного самоуправления, общественных объединений и частных структур;

стимулирование         развития          новых,       эффективных          форм оздоровления, разработка и внедрение современных технологий и методов оздоровительной работы; совершенствование ресурсного обеспечения организаций отдыха и оздоровления детей, укрепление и обновление их материальной базы, улучшение кадрового потенциала, повышение качества услуг.

Содержание отдыха и оздоровления детей реализуется в соответствии с Программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программно-планирующей документацией воспитания, программами воспитания, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, а также путем использования ресурса многообразных форм дополнительного образования детей и молодежи.

Основные требования к организации системы отдыха и оздоровления детей:

осуществление на уровне, обеспечивающем его высокое качество

(эффективность /результативность); соответствие содержания, форм и методов цели и задачам отдыха

и оздоровления; системность и единство педагогических требований; реализация концептуальных подходов к воспитанию; создание условий для развития творческих способностей детей,

включение их в различные виды деятельности; преемственность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом особенностей учреждений образования, реализующих Программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, их здоровья, потребностей и интересов;

включение         вопросов          воспитания        в          процессе   отдыха      и оздоровления в содержание подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы образования.

Основные составляющие отдыха и оздоровления. Воспитание:

идеологическое воспитание,          определяющееся          приоритетами развития          белорусского     общества          и       являющееся          основой     всего содержания        воспитания,          как    неотъемлемый          элемент     всех его направлений; гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры; нравственное          воспитание,          направленное     на          формирование нравственной     культуры,          приобщение       к          общечеловеческим     и национальным ценностям; поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного     отношения          к       представителям          других       культур,

национальностей, вероисповеданий и др.; эстетическое      воспитание,          направленное     на          формирование

эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; воспитание          психологической          культуры, направленной          на

развитие и саморазвитие личности;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; экологическое воспитание, направленное на формирование

экологической культуры личности; воспитание          культуры   безопасной          жизнедеятельности,

направленное на формирование безопасного поведения; семейное   воспитание,          направленное     на          формирование ответственного отношения          к       семье,        браку,          воспитанию       детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание          труда         как          личностной        и          социальной        ценности,

формирование готовности к осознанному профессиональному выбору; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Оздоровление

Комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья:

организация отдыха детей с учетом соблюдения режима жизнедеятельности, режима питания, оптимального двигательного

режима и т.п.; организация сбалансированного питания; гигиенические навыки и правильный образ жизни;

занятия физической культурой, спортом, туризмом; обеспечение благоприятной среды, с          учетом выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований; рациональное использование природно-климатических лечебных

факторов для укрепления здоровья детей.

 

Условия успешной реализации Концепции:

целенаправленная ориентация на актуальные и перспективные

потребности личности, общества, государства; учет          возрастных        и    индивидуальных         особенностей     детей,

запросов их родителей; внедрение инноваций,          обеспечение          модернизации    данной

системы и сертификации услуг отдыха и оздоровления детей; реализация межведомственного подхода в организации системы

оздоровления и отдыха детей; совершенствование ресурсного обеспечения и менеджмента на

всех уровнях системы.

 

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит совершенствовать систему отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь и создать условия для оптимального удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.

Концепция послужит основанием для разработки государственной целевой программы и региональных программ развития учреждений отдыха и оздоровления детей, позволяющих совершенствовать материально-техническую базу, кадровый потенциал воспитательно-оздоровительных учреждений образования, их научнометодическое обеспечение; повлечет расширение нормативно-правовой базы сферы оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей; привлечение инвестиций в сферу отдыха и оздоровления детей; повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления детей; охват детей организованными формами отдыха и оздоровления в соответствии с существующими потребностями и спросом; повышение качества и разнообразия программ детского развивающего отдыха; укрепление физического и нравственного здоровья детей, улучшение их социального благополучия; смещение приоритетов детского отдыха и оздоровления с лагерей с дневным пребыванием детей в черте населенного пункта в сторону загородных оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей; создание системы профессиональной мотивации специалистов системы отдыха и оздоровления детей; формирование специализированного информационного ресурса в сети Интернет для организаторов отдыха и оздоровления детей.