Спортивно-оздоровительная работа

Тема 10.  Спортивно-оздоровительная работа с детьми,

охрана их жизни и здоровья

(тема для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине)

 

Создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры, реализация спортивно-массовых программ – одна из основных задач летнего оздоровительного лагеря.

В период летней практики в лагере возможно использование самых разнообразных форм работы. Среди них оздоровительные и физкультурно-спортивные: купание, закаливание, прогулки, походы, санитарно-гигиенические дела («Уют», «Мойдодыр», «В гостях у Айболита»), малые олимпийские игры, средневековые и рыцарские турниры, «Весёлые старты», эстафеты, дни спорта и здоровья, праздник Нептуна, народные спортивные игрища, викторины, игровые и тематические зарядки, день открытых стартов, аэробика и т.д.

В первые три дня пребывания детей в оздоровительном лагере инструктор физической культуры и спорта совместно с воспитателями отрядов определяет, каковы спортивные интересы у воспитанников, насколько физически они подготовлены, какие они знают спортивные и подвижные игры. С этой целью в каждом отряде проводится спортивное занятие, в которое включают упражнения в беге на короткие дистанции, прыжки в длину, метание маленького мяча в цель и одну-две игры с большими и маленькими мячами. В соответствии с физической подготовленностью и возрастом ребят уточняются программы занятий физкультурой и план лагерных соревнований.

План соревнований составляется в зависимости от сроков пребывания детей в лагере. Наиболее интересные соревнования включаются в программу физкультурного общелагерного праздника, проводимого в последние дни пребывания детей в лагере. На этом празднике рекомендуется провести: соревнования в эстафетном беге, соревнования лучших метателей и прыгунов отрядов, встречи лучших отрядных команд по спортивным играм.

Соревнования представляют собой различные по характеру деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в ходе соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижение определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине. Средствами организационно-педагогической регламентации спортивных соревнований являются: единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, положение о спортивном соревновании, правила спортивных соревнований, сценарии и др. Результаты соревнований могут быть представлены в сводной таблице.

Спортивные соревнования, эстафеты, праздники, игры, походы и экскурсии организуются в соответствии с планом работы и проводятся с разрешения начальника и врача лагеря. При проведении спортивных мероприятий инструктор по физкультуре, воспитатели обязаны обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении воспитателя.

Соревнования пройдут весело, если:

1. Заранее оговорить с капитанами команд необходимость ярких и звучных названий, девизов для их команд.

2. Приготовить площадку и инвентарь.

3. Выбрать помощников.

4. Заранее назначить судей, оговорить критерии оценки каждого конкурса.

5. Заранее изготовить табло и подготовить счетную комиссию для работы с ним.

 6. Подготовить болельщиков. Заранее позаботиться об их безопасности.

При проведении туристских походов и экскурсий начальник лагеря издаёт приказ, в котором указываются список детей, направляемых в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода. Путевками отрядов в походах и экскурсиях являются маршрутный лист и маршрутная схема, которые заполняются руководителем похода (экскурсии) и заверяются подписями начальника и врача лагеря. На маршрутной схеме указываются основные пункты передвижения группы, места отдыха, привалов, купания, ночлега, источники пользования питьевой водой и т. д. К участию в походах и экскурсиях допускаются только здоровые дети. Запрещается движение детей по местам, опасным для жизни (броды, крутые склоны, обвалы и т. д.) При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые. В случае получения ребенком травмы во время похода, воспитатель должен уметь оказать добврачебную помощь.

 

При организации подвижных игр необходимо учитывать возрастные особенности детей отряда. Подвижные игры лучше проводить во время прогулки на свежем воздухе («Море волнуется», «Светофор», «Азбука», «Репка», «Кошка и мышка», «Эстафета с мячом» и др.). Если погода дождливая, игры можно провести в помещении («Тараканьи бега», «Рыбалка», «Собери шишки», «Сорви шапку», «Ловись, рыбка» и т. д.). Отметим, что подвижные игры вызывают у ребят неподдельный интерес, полезны для развития у детей многих физических качеств и, кроме того, положительно влияют на формирование характера, волевых качеств, навыков общения.