Воспитание культуры здорового образа жизни в ДОЛ

Тема 15. Воспитание культуры здорового образа жизни в ДОЛ

(тема для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине)

 

Значительным ресурсом ранней профилактики, оздоровления детей и укрепления их здоровья могут располагать детские оздоровительные лагеря. Обязательным условием является то, что содержание деятельности лагеря подчинено достижению цели, связанной с формированием здорового образа жизни детей. Основными направлениями воспитания культуры здорового образа жизни выступают: физкультурно-оздоровительная работа в ДОЛ; выработка и укрепление гигиенических навыков; формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников; режим дня; пропаганда здорового образа жизни через оздоровительно-гигиенические процедуры, спортивные и экологические мероприятия; утренняя гимнастика; способы закаливания организма детей в лагере.

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере направлена на решение следующих задач:

· укрепление здоровья;

· закаливание организма;

· укрепление защитных сил организма;

· повышение уровня умственной и двигательной работоспособности;

· воспитание у детей убежденности в необходимости регулярно заниматься физкультурой и спортом;

· организация активного отдыха и досуга;

· привитие детям правил здорового образа жизни;

· сплочение коллектива;

· обучение коллективному взаимодействию детей и взрослых.

В данном направлении существует большое разнообразие форм работы:

· утренняя зарядка;

· подвижные игры на воздухе;

· командные игры на спортивной площадке (снайпер и др.);

· ежедневные пробежки;

· углубленные занятия в спортивных кружках и секциях;

· плавание в водоеме и лагерном бассейне;

· лазанье по тренажерам и деревьям;

· военизированные игры с их неизменной беготней за «шпионами»;

· прыгание через скакалку, резинку или игра в «классики» и т.п.

          Детям без подвижной деятельности не обойтись. Спорт для детей не только удовольствие, но и хороший шанс для проявления своих способностей.  Кроме того, спорт – это потребность растущего организма. Воспитатель должен организовывать ежедневный активный двигательный отдых.

Утренняя гимнастика – ежедневное выполнение непосредственно после пробуждения (через 5 – 7 минут) комплекса специально подобранных (7 – 10 упражнений) в течение 10 – 15 минут. Одна из задач утренней гимнастики в лагере, где она считается обязательной и является неотъемлемым элементом режима дня, -  привить детям устойчивый интерес и привычку продолжать ее выполнять дома. Как дисциплинирующее средство зарядка должна способствовать организованному началу дня. А чтобы она решала и такие важные задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма и др., воспитателю необходимы определенные знания и опыт ее проведения. Важно помнить, что весь комплекс упражнений должен равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы, на весь организм и внутренние органы. Составлять ее следует в определенной последовательности, руководствуясь следующими положениями:

Первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию. Рекомендуется начинать с ходьбы и небольшой пробежки.

Последующие упражнения постепенно включают в работу мышцы рук, туловища, ног.

Упражнения на силу, быстроту, растягивание включить в середину или ближе к концу комплекса.

Завершают комплекс прыжковые упражнения или бег с последующим переходом на ходьбу с глубоким дыханием.

Количество повторений следует постепенно увеличивать по мере повышения тренированности.

При подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности детей.

Спортивно – массовая работа в детском оздоровительном лагере заключается в организации следующих мероприятий:

1. Проведение спортивных игр отряда (футбол, снайпер и др.).

2. Организация в отрядах соревнований по подвижным и спортивным играм («Весёлые старты», «Пятиборье»).

3. Проведение товарищеских встреч с командами из других отрядов (по согласованию с воспитателями других отрядов).

4. Проведение спартакиад в отрядах и лагере.

Стало популярным проводить следующие конкурсные спортивные программы: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», различные физкультурные праздники, физкультурные досуги.

Спортивно-развлекательные конкурсные программы – это соревнования для отдыха, и носят они развлекательно-оздоровительный характер. Вместе с тем они предполагают значительную физическую нагрузку при малоподвижном образе жизни.

Особое внимание при организации подобных программ следует уделять детям младшего школьного возраста, т.к. мускулатура у них еще слабо развита, они быстро утомляются. Эстафеты приучают детей к согласованным действиям, воспитывают чувство команды. Особый интерес вызывают эстафеты, где можно проявлять быстроту и ловкость, координацию и меткость. У детей слабо развит зрительный рецептор, внимание рассеяно, поэтому необходим красочный инвентарь, легкий и удобный.

Спортивно-оздоровительная работа в лагере способствует не только формированию здорового образа жизни («День Нептуна», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»), но и воспитывает стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны, всего мира («Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию»), позволяет демонстрировать спортивные достижения («Велосипедные гонки», «Праздник русалок»), воспитывает интерес к народным традициям (праздники проводятся в соответствии с христианским календарем).

Наряду с физкультурными праздниками следует широко использовать такую организованную форму активного отдыха, как физкультурный досуг. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомых детям эстафетах, играх. Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга:

1) Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, волейбола, тенниса и т.д. К детям необходим индивидуально-дифференцированный подход. Ребятам с хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой.

2) Физкультурный досуг может быть построен на спортивных упражнениях: бег, прыжки, метание, лазанье, езда на самокате, велосипеде.

3) Физкультурный досуг «Весёлые старты» строится в основном на играх – эстафетах, хорошо знакомых детям и подросткам.

Перечень оздоровительных процедур в условиях летнего лагеря может быть следующим:

1. Солнечные и воздушные ванны (проведение подвижных игр на воздухе).

2. Закаливание (мытье ног перед сном).

3. Витаминизация блюд (добавка С- витамина в третье блюдо).

4. Танцевальная минутка.

5. Занятия с психологом.

6.   Минутка здоровья (занятия с медицинским работником).

7.   Гимнастика для глаз.

8.   Развитие мелкой моторики.

9.    Рациональное и сбалансированное питание.

10. Создание распорядка дня и режима с учетом возрастных особенностей, уровня состояния здоровья и физической подготовки детей и подростков.

Таким образом, формирование здорового образа жизни детей и подростков в условиях воспитательно-оздоровительного учреждения образования – это целенаправленный педагогический процесс по созданию у школьников осознанных побуждений, направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности к ценностям здоровья.