История, культура, национальные традиции Беларуси

Тема 7. История, культура, национальные традиции Беларуси.

Их место и роль в организации воспитательной деятельности в ВОУО

(семинарское занятие № 5, микролекция)

Белорусская национальная культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций, обычаев, обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов.

Народная педагогика включает в себя легенды и былины, богатейший фольклор, ритуальность и обрядовость, народные игры и праздники, воплощает в себе достояния ремёсел и искусства, выработанные столетиями орудия и приёмы труда, поведение, национальный характер и многое другое.

Народная педагогика должна всесторонне проникать в сознание и сердца на всех возрастах образовательно-воспитательной системы, через каждый образовательный предмет, все формы и приёмы как на учебных занятиях, так и в повседневной жизни.

Специфика народных знаний заключается именно в том, что ими может успешно овладеть ребёнок любого возраста. Путь этот начинается от простого, натурального вхождения в мир народных представлений и обычаев, народного искусства и народных игр.

Немалая роль в приобщении детей и подростков к родной культуре отводится воспитательно-оздоровительным учреждениям образования. Важно, чтобы педагоги были искренними приверженцами возрождения и сохранения белорусской культуры. Они должны заинтересовать детей национальным наследием своего народа. Кроме того, необходимо, чтобы атмосфера ДОЛ была проникнута творчеством, поиском, реалистичной оценкой достигнутого, потому что конечным результатом плодотворной деятельности по формированию любви к родному краю должна быть, прежде всего, заинтересованность детей.

Эффективное приобщение детей и подростков к белорусской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в их жизнь и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями.

В условиях детского оздоровительного лагеря для формирования традиций очень важно давать школьникам начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности реализуются путём ознакомления детей с национальными народными праздниками, содержащимися в них обрядами, традициями, песнями, играми. Ребята привлекаются к сбору материала, описанию обрядов, созданию художественных атрибутов праздника. Подбирается музыкальное сопровождение, с большим желанием дети разучивают колядки, заклички, потешки, танцы, частушки, песни.

На таких праздниках, что характерно для народной традиции, не должно быть просто зрителей. Разнообразие ролей позволит каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актёрские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребёнка нет ярко-выраженных музыкальных и актёрских способностей, он все равно активный участник праздника: поёт вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребёнок любого возраста и уровня должен найти необходимую ему возможность самовыражения.

Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одарённым детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Главная задача - провести праздник ярко, красиво, чтобы каждый участник мог проявить свои способности и приобщиться к коллективному творчеству, чтобы совместное действо зародило в его душе добрые чувства.

Формы работы в условиях ДОЛ могут быть весьма разнообразны: организация тематических мероприятий, ярких народных фольклорных праздников с народными песнями и костюмами, посиделки, народные игры, подготовка выставки народного творчества, беседы с использованием видеоматериалов. Особую популярность завоевали следующие формы воспитательная работы в лагере на основе исторических, культурных, национальных ценностей белорусского народа: турнир знатоков Беларуси; аукцион «Белорусские народные танцы»; белорусские игры, загадки, скороговорки, поговорки, приметы; праздник «Купалле»; фестиваль детского фольклора «Добрый день, белорусская сказка»; белорусские фольклорные праздники; игра-путешествие по Беларуси «Шляхамі стагоддзяў».; познавательная игра «Поле чудес» по теме «Мая Беларусь»; праздник белорусского танца, игры и песни «Весёлый хоровод»; конкурс на лучшего знатока белорусских народных сказок; викторина «Знай свой край»; историко-краеведческая игра «Мой родной город».

Методика проведения фольклорного праздника в условиях летнего оздоровительного лагеря может быть представлена пятью стадиями.

Предварительная подготовка. На этой стадии определяется целевая аудитория (группа детей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идеи силами инициативной группы. Конкретно определяется состав инициативной группы, цель, руководство.

Разработка сценария. Изучается история народного праздника и включение в сценарий необходимых традиционных элементов. Придумываются и создаются соответствующие костюмы. Предусматриваются конкурсы для всех категорий участников (детей и взрослых, мужчин и женщин), а также необходимый инвентарь.

Подготовка праздника. На этой стадии составляются графики репетиций, распределяются обязанности в инициативной группе. Предусматривается возможность взаимозаменяемости и обмена обязанностями. Согласно разработанному сценарию определяются материальные ресурсы и источники их получения. Прежде всего, оцениваются собственные возможности. Затем определяется, как готово поддержать различными доступными им способами руководство ДОЛ.

Для привлечения зрителей и участников праздника распространяется информация о предстоящем мероприятии, например, через афиши, листовки, объявления.

При подготовке праздника необходимо учесть эстетику быта, т.е. уделить внимание оформлению (подготовить декорации, которые будут соответствовать месту происходящего действия). 

Проведение праздника. На этой стадии осуществляется реализация замыслов. Рекомендуется собирать фото и видеоматериалы о ходе праздника. В дальнейшем это поможет проанализировать деятельность, предоставить собранные материалы для отчёта (в случае необходимости).

Коллективное подведение итогов проведения народного праздника. Любая завершённая работа нуждается в анализе. В ходе анализа выясняется, достигнуты ли цели и задачи мероприятия, что получилось, а чего и по какой причине достичь не удалось, оценивается вклад каждого члена команды в общий результат работы.

При подготовке и проведении фольклорных праздников следует обратить внимание на то, что:

на празднике должна быть представлена история возникновения той или иной народной традиции;

показана сама традиция проведения с использованием соответствующего музыкального, изобразительного, танцевального, литературного материала;

разыгрываются театрализованные сценки из жизни крестьян, связанные с трудом и буднями народа;

происходит знакомство с белорусскими народными играми, в которых участвуют желающие из зала и участники. Это повышает интерес к празднику, активизирует внимание, раскрепощает;

на праздник готовится выставка творческих работ детей по теме праздника.