Экологическая работа в лагере

Тема 9. Экологическая работа в лагере.

Программа лагерного дня «Я – частичка природы»

(семинарское занятие №7, микролекция)

 

Экологическая и природоохранная деятельность является важным направлением работы воспитателя в условиях детского лагеря. Однако, большинство тех, кто работает с детьми в загородном лагере, не имеет профессиональной природоведческой подготовки. В этих целях воспитателю целесообразно заранее сформировать так называемые «инструкторские папки», в которые может войти:

краткие определители наиболее распространенных в данной местности растений, птиц, животных, геологических пород;

рисунки, фотографии, открытки взятых под охрану растений, животных, памятников природы, ядовитых, лекарственных растений;

подборка песен, стихов, репродукции картин, раскрывающих красоту и величие природы;

подборка информационного и методического материала для бесед и других форм работы с детьми по экологическому воспитанию.

          В процессе планирования эколого-воспитательной работы в лагере должен быть реализован ряд принципов и, прежде всего: целенаправленность и систематичность общения детей с окружающей природой; единство эмоционально-познавательного восприятия природы и практической деятельности по охране и улучшению природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого аспекта экологического воспитания.

          К планированию эколого-воспитательной работы в лагере предъявляется и ряд требований: конкретность и разумная насыщенность; обоснованный выбор и разнообразие форм и методов реализации задач экологического воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов; учет особенностей организационного, основного и заключительного периодов лагерной смены.

          В процессе планирования экологического воспитания детей в отряде можно выделить три этапа:

Выявление состояния экологической воспитанности детей (знание, проявление интереса к природе и ее охране, мотивы практической деятельности и поведения в природе).

 Постановка задач. Исходя из полученной информации о состоянии экологической культуры детей, определяются задачи: воспитание интереса к природе и природоохранительной деятельности; формирование навыков культуры поведения в природе; воспитания у детей отношения к природе как общечеловеческой ценности.

Определение основных направлений (экологическое просвещение и практическая природоохранительная деятельность), форм и методов реализации поставленных задач.

          В плане экологического просвещения в условиях лагеря хорошо зарекомендовали себя такие формы работы как: праздники («Цветов», «Дни охраны природы» и др.); сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием (Мы из «Красной книги», «Природа – это я и ты» и др.); беседы, турниры знатоков природы, викторины.

          Для активизации работы природоохранной деятельности лагеря целесообразно за каждым отрядом закрепить определенный участок природной территории (леса, луга), который ребята должны содержать в образцовом порядке. Эффективными формами привлечения детей к общественно полезной работе по охране природы является работа «зеленого» и «голубого» патруля.

Экологическое воспитание детей в условиях загородного лагеря немыслимо без проведения экскурсий в природу. Примерная методика подготовки и проведения экскурсий в природу:

1. Определить тему экскурсии и исследовать предполагаемое место ее проведения.

2. Наметить маршрут, выбрать объекты и заранее ознакомиться с их хозяйственным значением, биологией, экологией.

          Осуществлению цели экологического образования и воспитания во время отдыха детей в лагере может способствовать и создание экологической тропы. Основным требованием, предъявляемым к ее организации, является: доступность маршрута, информированность, эмоциональная насыщенность. Протяженность маршрута не должна превышать двух километров. Для младших детей экскурсия планируется на части учебной тропы (40-60 мин.).

Экологическая тропа должна быть размечена и маркирована. На тропе обязательны: указатели стоянок, оборудованные места для отдыха, обозначения наблюдательных пунктов, описание тропы. На тропе должно быть оформлено 7-10 стоянок, названия последних определяется наличием интересных объектов природы («зеленая аптека», «Муравей», «Родничок» и др.).

При организации экологической тропы следует соблюдать и ряд условий:

 Методически правильное планирование, отражающее полные и верные представления о посещаемой территории.

Информативность:

предписывающую (специальные щиты с планом экологической тропы, правилами поведения в природе и с другой преподавательской информацией);

познавательная (объекты живой и неживой природы, их роль в биосфере);

просветительская (характер воздействия человека на природу).

С целью усиления воспитательного значения экологических мероприятий желательно организовать разнообразные конкурсы, викторины, выставки на темы природы и ее охраны.

При организации выставок рекомендуется использовать:

материалы, связанные с результатами работы в природе;

разнообразные материалы, отражающие красоту и богатство родной природы, книги соответствующей тематики, репродукции картин;

творческие работы детей о природе (фотографии, рисунки, поделки из природного материала, коллекции).

Интересной формой работы представляется организация и проведение тематического дня "Я- частичка природы"