Экологическая работа в лагере
Тема 9. Экологическая работа в лагере.
Программа лагерного дня «Я – частичка
природы»
(семинарское занятие №7,
микролекция)
Экологическая и природоохранная деятельность является
важным направлением работы воспитателя в условиях детского лагеря. Однако,
большинство тех, кто работает с детьми в загородном лагере, не имеет
профессиональной природоведческой подготовки. В этих целях воспитателю
целесообразно заранее сформировать так называемые «инструкторские папки», в
которые может войти:
краткие определители наиболее распространенных в данной
местности растений, птиц, животных, геологических пород;
рисунки, фотографии, открытки взятых под охрану растений,
животных, памятников природы, ядовитых, лекарственных
растений;
подборка песен, стихов, репродукции картин, раскрывающих
красоту и величие природы;
подборка информационного и методического материала для
бесед и других форм работы с детьми по экологическому
воспитанию.
В процессе планирования эколого-воспитательной работы в лагере должен
быть реализован ряд принципов и, прежде всего: целенаправленность и
систематичность общения детей с окружающей природой; единство
эмоционально-познавательного восприятия природы и практической деятельности по
охране и улучшению природной среды; взаимосвязь глобального, национального и
краеведческого аспекта экологического
воспитания.
К планированию эколого-воспитательной работы в лагере предъявляется и ряд
требований: конкретность и разумная насыщенность; обоснованный выбор и
разнообразие форм и методов реализации задач экологического воспитания; учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов; учет
особенностей организационного, основного и заключительного периодов лагерной
смены.
В процессе планирования экологического воспитания детей в отряде можно
выделить три этапа:
Выявление состояния экологической воспитанности
детей (знание, проявление интереса к природе и ее охране, мотивы
практической деятельности и поведения в
природе).
Постановка
задач. Исходя из полученной информации о состоянии экологической культуры
детей, определяются задачи: воспитание интереса к природе и природоохранительной
деятельности; формирование навыков культуры поведения в природе; воспитания у
детей отношения к природе как общечеловеческой
ценности.
Определение основных направлений (экологическое
просвещение и практическая природоохранительная деятельность), форм и методов
реализации поставленных задач.
В плане экологического просвещения в условиях лагеря хорошо
зарекомендовали себя такие формы работы как: праздники («Цветов», «Дни охраны
природы» и др.); сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием (Мы из
«Красной книги», «Природа – это я и ты» и др.); беседы, турниры знатоков
природы, викторины.
Для активизации работы природоохранной деятельности лагеря целесообразно
за каждым отрядом закрепить определенный участок природной территории (леса,
луга), который ребята должны содержать в образцовом порядке. Эффективными
формами привлечения детей к общественно полезной работе по охране природы
является работа «зеленого» и «голубого»
патруля.
Экологическое воспитание детей в условиях загородного
лагеря немыслимо без проведения экскурсий в природу. Примерная методика
подготовки и проведения экскурсий в
природу:
1. Определить тему экскурсии и исследовать предполагаемое
место ее проведения.
2. Наметить маршрут, выбрать объекты и заранее
ознакомиться с их хозяйственным значением, биологией,
экологией.
Осуществлению цели экологического образования и воспитания во время
отдыха детей в лагере может способствовать и создание экологической тропы.
Основным требованием, предъявляемым к ее организации, является: доступность
маршрута, информированность, эмоциональная насыщенность. Протяженность маршрута
не должна превышать двух километров. Для младших детей экскурсия планируется на
части учебной тропы (40-60 мин.).
Экологическая тропа должна быть размечена и маркирована.
На тропе обязательны: указатели стоянок, оборудованные места для отдыха,
обозначения наблюдательных пунктов, описание тропы. На тропе должно быть
оформлено 7-10 стоянок, названия последних определяется наличием интересных
объектов природы («зеленая аптека», «Муравей», «Родничок» и др.).
При организации экологической тропы следует соблюдать и
ряд условий:
Методически
правильное планирование, отражающее полные и верные представления о посещаемой
территории.
Информативность:
предписывающую (специальные щиты с планом экологической
тропы, правилами поведения в природе и с другой преподавательской
информацией);
познавательная (объекты живой и неживой природы, их роль в
биосфере);
просветительская (характер воздействия человека на
природу).
С целью усиления воспитательного значения экологических
мероприятий желательно организовать разнообразные конкурсы, викторины, выставки
на темы природы и ее охраны.
При организации выставок рекомендуется
использовать:
материалы, связанные с результатами работы в
природе;
разнообразные материалы, отражающие красоту и богатство
родной природы, книги соответствующей тематики, репродукции
картин;
творческие работы детей о природе (фотографии, рисунки,
поделки из природного материала,
коллекции).
Интересной формой работы представляется организация и
проведение тематического дня "Я-
частичка природы"