КТД

Тема 8. Коллективное творческое дело: цели, содержание,

методика организации

(семинарское занятие № 6, микролекция)

 

КТД – это  коллективное  творческое  дело  группы, которое формирует  у воспитанников   определённые отношения друг к другу и окружающим. Методика КТД была разработана ученым-педагогом И.П. Ивановым и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Сегодня данная методика по-прежнему востребована и активно используется в организации воспитательных мероприятий как в учреждениях образования, так и в условиях детских оздоровительных лагерей.

Отличие КТД от других   воспитательных мероприятий   состоит в   следующем:

1. Наиболее полное включение в   деятельность   всех   членов   коллектива.

2. Отсутствие рамок, норм, ограничивающих   творческую   активность личности.

3. Возможность   самореализации для каждого члена   коллектива.

Отношения, которые формируют КТД,  заключаются   в   установлении новых связей   и в формировании позиций   каждого участника   коллективного творческого дела.

Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Организация деятельности участников дела весьма специфична. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. В рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества.

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью воспитателя и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа».

Подразумевает выбор   дела (коллективное  планирование, которое  осуществляется   в  связи  с  интересами, возможностями  отряда,  а  также  целями  и  задачами педагога).

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела.  Предварительной работой воспитателя будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то воспитатель заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты необходимо ненавязчиво предложить воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела».

В соответствии с методикой КТД  планирование проводится в микрогруппах. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то воспитатель начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии.  После завершения обсуждения, представители микрогрупп демонстрируют результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбора Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела».

Алгоритм деятельности воспитателя и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяются содержание дела, объем работы, роли и поручения;

– организуется работа микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создается положительная мотивация, поддерживается проявление инициативы и творчества, взаимопомощи. Воспитателю важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываютя по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишется план-сценарий, подготавливаются необходимые средства (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений.

Четвертая стадия – «Проведение дела».

Эта стадия – кульминационная в реализуемой методике КТД. Воспитатель продумывает степень своего участия и меру участия детей в зависимости от имеющегося у них опыта и степени самостоятельности. Дело проводится по намеченному плану, однако нужно быть готовым к возможным «вариациям». Каждая микрогруппа представляет свои «сюрпризы», из этих отдельных элементов и складывается общее яркое и интересное дело. Это позволяет поддерживать настроение воспитанников, стимулировать их интерес. Важно помнить, что именно воспитанники и их настроение, отношение к происходящему, взаимоотношения друг с другом, опыт совместного эмоционального переживания является главной целью дела. Само содержание дела, его реализация – вторичны.

Пятая стадия – «Коллективное подведение итогов дела».

Данная стадия чрезвычайно значима в плане выявления каждым воспитанником личностного смысла коллективного взаимодействия. Эта стадия организуется непосредственно после окончания дела, когда еще обострены эмоции, не утрачена яркость впечатлений. Анализ результатов собственной деятельности также целесообразно проводить сначала в микрогруппах, а затем в форме коллективного обсуждения. Воспитанникам предстоит ответить на вопросы: «Что было хорошо? Что понравилось и почему? Как себя чувствовали? Кому хотите сказать спасибо?». Затем выявляем недостатки: «Что не понравилось? Что не удалось и почему? Чем остались недовольны?».  И в завершении обсуждения «Что предлагаем на будущее?».

Главная задача данной стадии – закрепить коллективные переживания воспитанников, стимулировать их активность и ориентировать на дальнейшее преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

На данной стадии можно использовать рефлексивные методики «Рефлексивный круг», «Цепочка предложений», «Разброс мнений», «Палитра настроений» и т. п.

Шестая стадия – «Ближайшее последействие коллективного дела».

Это этап осуществления предложений, принятых на стадии коллективного подведения итогов. Воспитанники объединяются в новые творческие группы для работы над новым КТД, происходит смена чередующихся творческих поручений. Происходит поиск новых идей, дел.

Воспитатель на этом этапе осмысливает итоги дела, намечает перспективы, корректирует цель, расширяет возможности своих воспитанников посредством предоставления им большей степени свободы и самостоятельности.

Виды и тематика КТД, организуемых в условиях летнего оздоровительного лагеря, могут быть весьма разнообразны: 

общественно-политические КТД (аукцион идей, беседа за "круглым столом", вечер военной поэзии и песен, военизированная эстафета, военизированная полоса препятствий, декада художественных и документальных фильмов, диспут, диалог политинформаторов, конкурс рисунков, конкурсы "А ну-ка, мальчики!", "А ну-ка, девочки!", костер, литературно-художественный монтаж, линейка, лекция-концерт, операции "Забота", "Радость людям", политинформация, программа "Взгляд", пресс-конференция, фестивали дружбы народов, ярмарка солидарности и т.п.);

трудовые КТД  (аукцион трудовых сюрпризов, благоустройство лагеря, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету", день самостоятельности, зеленый патруль, защита профессии, клуб умельцев-волшебников, конкурс детского мастерства, лагерное конструкторское бюро, мастерская по ремонту лагерного инвентаря (игрушки, куклы), операции ("Зеленая аптека", "Живи, книга", "Родник"), профессиональные праздники календаря, трудовой рейд, трудовой час, штаб заботы о лагере, "фабрика" игрушек, эстафета трудовых дел и т.п.);

познавательные КТД (академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, клуб кинопутешественников (книголюбов), книжный бал, конкурсы эрудитов, КВН, олимпиада, "Поле чудес", пресс-бой, рассказ-эстафета, "Что? Где? Когда?", час почемучек, экскурсия и т.п.);

художественные КТД (авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал, КВН, кинофестиваль, конкурс юмора и сатиры, концерт ("Ромашка", "Загадка", "Молния", Сюрприз", "Подарок"), кукольный театр, литературный суд, настольный театр, театр пантомимы, фестиваль искусств и т.п.).

спортивные КТД (веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, Олимпиада народных игр, ориентирование на местности, праздник Мойдодыра, полоса препятствий, санитарный пост (викторина, патруль), спортивная газета, шахматно-шашечный турнир, товарищеские спортивные встречи, (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая) и т.п.).

экологические КТД (академия лесных наук, аукцион цветов (ягод), бал цветов, выставка лесных даров, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологическая тропа, экологический фестиваль и т.п.).

досуговые КТД (аукцион забав, академия веселых наук, бал (летний, ситцевый, литературный, цветов), базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, день "рекордов Гиннеса", день фантазера, "Ералаш", "капустник", карнавал, клуб выходного дня, конкурсы (бального танца, "Алло, мы ищем таланты", песочных архитекторов, Шерлоков Холмсов, Робин Гудов, Мюнхаузенов, Дон Кихотов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, Несмеян), коллективный рассказ в картинках, конкурс "Мисс лето", бал именинников, состязание юмористов, турниры знатоков, рыцарский турнир, хит-парад, хоровод друзей, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шумовой оркестр, юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости и т.п.).

Таким образом, методика КТД имеет широкие возможности по расширению субъективного опыта воспитанников. Включение детей и подростков в продуктивную общественно значимую деятельность ориентирует их на преобразование окружающей действительности, обогащает воспитательный потенциал совместных переживаний, формирует систему ценностных ориентаций.