Права и обязанности

Тема 3.  Права и обязанности воспитателя в лагере

(семинарское занятие №1, микролекция)

Воспитатель в детском оздоровительном учреждении образования – лидер детского движения, организатор и вдохновитель жизни детей. Основная цель педагогической деятельности воспитателя детского оздоровительного лагеря – создание условий для разностороннего, гармоничного развития \личности ребенка (подростка, юноши) в условиях организуемой им коллективной творческой деятельности. Для достижения данной цели воспитатель стремится сделать так, чтобы жизнь воспитанников была пронизана многообразными видами деятельности и включала их в систему позитивных отношений с окружающей действительностью.

Воспитатель организует следующие виды деятельности детей: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентационную, трудовую, гражданско-патриотическую, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, экскурсионно-туристическую, досугово-развлекательную. Таким образом, воспитатель детского оздоровительного учреждения образования – это педагог-универсал, основные функциональные обязанности которого следующие:

Воспитатель несет юридическую и моральную ответственность за жизнь и здоровье детей на протяжении всего периода лагерной смены.

Изучает личность каждого воспитанника и детского коллектива (педагогическая диагностика).

Работает в тесном контакте со старшим педагогом и коллегами по отряду. Оказывает помощь педагогу по физическому воспитанию в проведении купания детей и массовых спортивно-туристических мероприятиях.

Принимает участие в работе педагогического совета лагеря. Посещает планерки.

Информирует детей о правилах, нормах и традициях ДОЛ. Осуществляет руководство и контроль за выполнением детьми правил внутреннего распорядка ДОЛ, режимных моментов, санитарно-гигиенических норм и мероприятий.

Лично соблюдает правила внутреннего распорядка ДОЛ и трудовую дисциплину.

Своевременно ставит в известность администрацию лагеря о нарушениях правил внутреннего распорядка, норм и традиций ДОЛ.

Формирует детский коллектив, органы самоуправления в отряде, обеспечивает их полноценную работу.

Планирует вместе с детьми работу отряда на смену и на каждый день с учетом их возрастных особенностей и интересов. Составляет план работы на каждый день. Ведет работу в направлениях гражданско-патриотического, экологического, нравственно-эстетического, физкультурно-оздоровительного воспитания и развития детей.

Отпускает ребенка с родителями на определенное время только при наличии личного заявления от родителей, заверенного начальником лагеря.

Соблюдает меры безопасности при организации работы с детьми. В случае угрозы жизни и здоровью ребенка принимает меры по ее устранению. Оказывает при необходимости первую медицинскую и психологическую помощь пострадавшему. Ставит в известность администрацию лагеря.

 

Воспитателю запрещается:

оставлять детей без присмотра в любое время суток;

выезжать, выходить за территорию ДОЛ без ведома администрации лагеря;

приглашать на территорию посторонних людей;

распивать спиртные напитки, курить в присутствии детей, употреблять наркотики и т.д.;

унижать честь и достоинство детей;

самостоятельно проводить купание в непроверенных местах, а также вне установленного графика.

 

Наряду с обязанностями у воспитателя имеются и права, которые он должен знать и при необходимости отстаивать:   

на 1 выходной день при шестидневной рабочей неделе, согласно утвержденному администрацией графику;

на частичную компенсацию питания;

на доплату за работу в ночное время, на основании приказа по ДОЛ;

на методическую помощь со стороны старшего вожатого и старшего воспитателя, на помощь администрации ДОЛ или университетского руководителя практики в разрешении конфликтных трудовых вопросов;

на заведение трудовой книжки при сроке работы свыше трех месяцев;

на использование педагогических методов поощрения и наказания по отношению к детям.

Дисциплинированность, соблюдения правил и норм работы воспитателя способствует не только успешному прохождению педпрактики, но и получению морального удовлетворения от педагогической деятельности.

Родительский день в лагере

Родительский день, как правило, проводится в стацио­нарных детских оздоровительных лагерях. Приезд родите­лей в лагерь – праздник для детей. Поэтому здесь необхо­димы приготовления.

Каждый ребенок (подросток) отряда должен усвоить:

чтобы пойти с родителями на встречу за территорию лагеря, надо написать заявление директору лагеря и принести это заявление с его визой воспитателю;

с кем он может уйти из отряда и, тем более, за терри­торию лагеря;

после возвращения обязательно необходимо сообщить воспитателю о своем возвращении.

Воспитателю, отпуская детей с родителями за территорию лагеря в родительский день (или в любой другой), надо помнить следующие организационные момен­ты:

иметь на руках заявление от родителей (законных пред­ставителей) на имя директора (начальника) лагеря с указанием времени, причины и срока отзыва ребенка с территории лагеря. Только на основании визы дирек­тора (начальника) лагеря на заявлении можно отпус­тить ребенка (подростка) из лагеря;

если воспитатель собирается о чем-либо рассказать родителям, надо прежде об этом погово­рить с ребенком (подростком);

родителей обязательно проинструктировать: напом­нить, какие продукты разрешены для передачи детям: овощи, фрукты (мытые); конфеты, недорогие личные вещи или вещи личной гигиены. Не допускается пере­дача детям: консервов, молочных продуктов, кол­басных изеделий, недистиллированной воды (шипучих напитков).

Этика общения с родителями

В отношении с родителями детей воспитателю необходимо проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах воспитатель обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями – это обязательная этико-педагогическая норма (всегда защищать интересы детства, детей в семье).

Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей.

Если замечания высказываются грубо – не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Жаловаться на ребят родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на разбирательство с ребенком.