Права и обязанности
Тема 3.
Права и обязанности воспитателя в
лагере
(семинарское занятие №1,
микролекция)
Воспитатель в детском оздоровительном учреждении
образования – лидер детского движения, организатор и вдохновитель жизни детей.
Основная цель педагогической деятельности воспитателя детского оздоровительного
лагеря – создание условий для разностороннего, гармоничного развития \личности
ребенка (подростка, юноши) в условиях организуемой им коллективной творческой
деятельности. Для достижения данной цели воспитатель стремится сделать так,
чтобы жизнь воспитанников была пронизана многообразными видами деятельности и
включала их в систему позитивных отношений с окружающей действительностью.
Воспитатель организует следующие виды деятельности детей:
интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентационную, трудовую,
гражданско-патриотическую, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную,
экскурсионно-туристическую, досугово-развлекательную. Таким образом, воспитатель
детского оздоровительного учреждения образования – это педагог-универсал,
основные функциональные обязанности которого
следующие:
Воспитатель несет юридическую и моральную ответственность за жизнь и
здоровье детей на протяжении всего периода лагерной
смены.
Изучает личность каждого воспитанника и детского коллектива
(педагогическая диагностика).
Работает в тесном контакте со старшим педагогом и коллегами по отряду.
Оказывает помощь педагогу по физическому воспитанию в проведении купания детей и
массовых спортивно-туристических
мероприятиях.
Принимает участие в работе педагогического совета лагеря.
Посещает планерки.
Информирует детей о правилах, нормах и традициях ДОЛ. Осуществляет
руководство и контроль за выполнением детьми правил внутреннего распорядка ДОЛ,
режимных моментов, санитарно-гигиенических норм и
мероприятий.
Лично соблюдает правила внутреннего распорядка ДОЛ и трудовую
дисциплину.
Своевременно ставит в известность администрацию лагеря о нарушениях
правил внутреннего распорядка, норм и традиций
ДОЛ.
Формирует детский коллектив, органы самоуправления в отряде,
обеспечивает их полноценную работу.
Планирует вместе с детьми работу отряда на смену и на каждый день с
учетом их возрастных особенностей и интересов. Составляет план работы на каждый
день. Ведет работу в направлениях гражданско-патриотического, экологического,
нравственно-эстетического, физкультурно-оздоровительного воспитания и развития
детей.
Отпускает ребенка с родителями на определенное время только при наличии
личного заявления от родителей, заверенного начальником
лагеря.
Соблюдает меры безопасности при организации работы с детьми. В случае
угрозы жизни и здоровью ребенка принимает меры по ее устранению. Оказывает при
необходимости первую медицинскую и психологическую помощь пострадавшему. Ставит
в известность администрацию лагеря.
Воспитателю запрещается:
оставлять детей без присмотра в любое время
суток;
выезжать, выходить за территорию ДОЛ без ведома администрации
лагеря;
приглашать на территорию посторонних
людей;
распивать спиртные напитки, курить в присутствии детей, употреблять
наркотики и т.д.;
унижать честь и достоинство детей;
самостоятельно проводить купание в непроверенных местах, а также вне
установленного графика.
Наряду с обязанностями у воспитателя имеются и права, которые он должен
знать и при необходимости отстаивать:
на 1 выходной день при шестидневной рабочей неделе, согласно
утвержденному администрацией графику;
на частичную компенсацию питания;
на доплату за работу в ночное время, на основании приказа по
ДОЛ;
на методическую помощь со стороны старшего вожатого и старшего
воспитателя, на помощь администрации ДОЛ или университетского руководителя
практики в разрешении конфликтных трудовых
вопросов;
на заведение трудовой книжки при сроке работы свыше трех
месяцев;
на использование педагогических методов поощрения и наказания по
отношению к детям.
Дисциплинированность, соблюдения правил и норм работы воспитателя
способствует не только успешному прохождению педпрактики, но и получению
морального удовлетворения от педагогической
деятельности.
Родительский день в
лагере
Родительский день, как правило, проводится в стационарных детских
оздоровительных лагерях. Приезд родителей в лагерь – праздник для детей.
Поэтому здесь необходимы приготовления.
Каждый ребенок (подросток) отряда должен
усвоить:
чтобы пойти с родителями на встречу за территорию лагеря, надо написать
заявление директору лагеря и принести это заявление с его визой
воспитателю;
с кем он может уйти из отряда и, тем более, за территорию
лагеря;
после возвращения обязательно необходимо сообщить воспитателю о своем
возвращении.
Воспитателю, отпуская детей с родителями за территорию лагеря
в родительский день (или в любой другой), надо помнить следующие
организационные моменты:
иметь на руках заявление от родителей (законных представителей) на
имя директора (начальника) лагеря с указанием времени, причины и срока отзыва
ребенка с территории лагеря. Только на основании визы директора
(начальника) лагеря на заявлении можно отпустить ребенка (подростка) из
лагеря;
если воспитатель собирается о чем-либо рассказать родителям, надо прежде
об этом поговорить с ребенком
(подростком);
родителей обязательно проинструктировать: напомнить, какие продукты
разрешены для передачи детям: овощи, фрукты (мытые); конфеты, недорогие личные
вещи или вещи личной гигиены. Не допускается передача детям: консервов,
молочных продуктов, колбасных изеделий, недистиллированной воды (шипучих
напитков).
Этика общения с родителями
В отношении с родителями детей воспитателю необходимо проявлять максимум
такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах воспитатель
обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику
независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями – это
обязательная этико-педагогическая норма (всегда защищать интересы детства, детей
в семье).
Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они
излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они
ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет.
Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного
достоинства родителей.
Если замечания высказываются грубо – не продолжать разговор, предложить
обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями
никогда не вести в присутствии детей.
Жаловаться на ребят родителям – проявление непрофессионализма.
Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит
провоцировать их на разбирательство с
ребенком.