Основы деятельности детских оздоровительных лагерей

Тема 2. Характеристика основ деятельности детских оздоровительных лагерей различного типа. Логика развития лагерной смены

 

Вопросы для обсуждения:

Нормативные документы по организации летнего отдыха детей и подростков в Республике Беларусь.

Характеристика детских оздоровительных лагерей различного типа. Штатное расписание детского оздоровительного лагеря.

Профильные смены, их направления и формы организации. Кружковая работа в лагере.

Система организации лагерной смены: организационный, основной и заключительный периоды смены.

 Воспитательно-оздоровительные учреждения образования реализуют образовательные и воспитательные программы для детей и подростков, обеспечивают их полноценный, содержательный отдых и оздоровление.

Основными нормативно-правовыми документами по организации летнего отдыха детей и подростков в Республике Беларусь являются:

Кодекс Республики Беларусь "Об образовании" (2011)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 125 "Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь" (2006)

Положение о воспитательно-оздровительном учреждении образования (2011)

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" (1993)

Решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам организации летнего оздоровления детей

Как правило, многие нормативно-правовые документы разрабатываются и принимаются сроком на один сезон . Они учитывают общие тенденции учебно-воспитательного процесса в стране и не противоречат Конвенции о правах ребенка.

Основными задачами оздоровительного лагеря являются: организация оздоровления и отдыха, создание условий для духовного и интеллектуального развития детей, овладения ценностями национальной и мировой культуры, необходимыми для жизни умениями, навыками здорового образа жизни и бережного отношения к природе.

В Республике Беларусь в целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей, развития их способностей создаются следующие типы оздоровительных лагерей:

сезонные круглосуточного пребывания;

сезонные дневного пребывания;

круглогодичные.

Оздоровительные лагеря могут функционировать на стационарной, специально предназначенной для оздоровления базе, в том числе с использованием арендованных помещений; с использованием палаток. Деятельность оздоровительного лагеря осуществляется посменно.

Под сменой понимается определенный период нахождения детей в оздоровительном лагере во время каникул. Оздоровительный лагерь может функционировать в учебное время при условии организации учебного процесса в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Штатное расписание детского лагеря составляется и утверждается в соответствии с вместимостью лагеря и санитарно-гигиеническими нормами, предусмотренными для летнего детского лагеря. Руководство лагеря возложено на директора и его заместителя, заведующего хозяйственной частью, старшего педагога. По штатному расписанию в лагере предусматриваются педагогические работники на отрядах: 1 педагог на 10-13 детей, из них 1-2 педагога со стажем и студенты-воспитатели; подменные педагоги; педагог-организатор; инструктор по физкультуре; инструктор по плаванию (если есть бассейн); музыкальный руководитель/ди-джей; психолог, руководители кружков. В лагере работает обслуживающий персонал (горничные, столяр), работники кухни (повара, мойщики посуды). Обязательно в лагере предусмотрены штатные медицинские работники (врач, медсестра). Охрана лагеря возложена на сторожа и сотрудников органов МВД, работающих посменно.

В детском оздоровительном учреждении образования профильная смена – это смена, направленная на освоение или совершенствование ее участниками какой-либо особой группы творческих или профессиональных умений и навыков. Особенности профильных смен:

а) много времени занимают дела и мероприятия, соответствующие профилю;

б) профильные приоритеты во многом определяют содержание всех остальных дел и мероприятий, в том числе развлекательных (досуговых);

в) для работы привлекаются педагоги, обладающие соответствующими профилю знаниями и навыками, причем на подготовительном этапе они нередко проходят специальную подготовку;

г) часто требуется специальное оборудование или снаряжение (туристское, техническое и др.).

Направления профильных смен:

1. Научно-образовательная (естественнонаучная, юных натуралистов, экологическая, физико-математическая, краеведческая, археологическая и др.).

 2. Языковая (лингвистическая) – проводится с целью интенсивного овладения иностранным языком (часто среди участников такой смены присутствуют носители иностранного языка).

3. С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная, социально-технологическая и т. п.).

4. Смена для активистов детских и молодежных общественных объединений (лидерская).

5. Оздоровительная. Варианты: а) для детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями; б) для детей с ОПФР.

6. Спортивная. Варианты: а) спортивно-оздоровительная, т. е. для любителей; б) для юных спортсменов – учащихся ДЮСШ, ориентированных на высокие достижения.

7. Туристская (варианты: спортивная, любительская).

8. Творческая. Включает самые разные варианты: юных техников, юных корреспондентов, членов команд КВН, исполнителей и любителей классической музыки и др.

9. Военно-патриотическая (кадетская).

10. Юных спасателей.

Возможны и другие направления профильных смен. В образовательно-оздоровительных центрах могут организовываться как летние, так и зимние профильные смены по различным учебным предметам и видам детско-юношеского творчества.

Сроки нахождения детей в оздоровительном лагере определяются учредителем с учетом типа и профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно-климатических условий, возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних не менее 18 дней (оптимальный срок - 21 день); весенне-осенне-зимних - не менее 6 дней. В палаточных передвижных оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9-12 дней, в профильных оздоровительных лагерях - не менее 9.

В оздоровительных лагерях с учетом возраста, интересов и предложений детей и их родителей создаются группы (отряды, объединения по интересам) детей, в том числе и профильные. Численность детей в группах в возрасте 6-9 лет - 20-25 человек, 10-14 лет - 25-30 человек, 15-18 лет - 25 человек.

С целью максимального удовлетворения запросов детей в различных видах деятельности в оздоровительных лагерях создаются кружки, секции, клубы, студии и другие объединения по интересам. Количественный состав кружка и продолжительность занятий в течение недели зависят от характера и программы, возраста детей, возможностей лагеря и утверждаются начальником лагеря.

При приеме детей в спортивные, спортивно-технические, туристические и хореографические кружки необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья.

Занятия кружков организуются по типовым и региональным программам, разработанным соответственно Министерством образования и органами образования, а также по авторским, утвержденным педагогическим (методическим) советом лагеря.

В программах профильных оздоровительных лагерей предусматриваются содержание и разнообразные формы работы, соответствующие профилю лагеря, в том числе занятия на протяжении одного академического часа в день для детей 6-9 лет, двух академических часов для детей 10-14 лет, трех академических часов для детей 15-18 лет.

 Расписание занятий составляется администрацией оздоровительного лагеря с учетом предложений педагогических работников, обеспечения наиболее благоприятного режима для детей, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

 По инициативе детей и при поддержке педагогических работников в оздоровительном лагере создаются органы детского самоуправления, временные объединения общественных организаций.

 При организации работы коллектив оздоровительного лагеря взаимодействует с родителями детей, трудовыми коллективами, учебно-воспитательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами, учреждениями культуры, спорта, общественными организациями, творческими союзами, средствами массовой информации.

Смену в оздоровительном лагере условно можно разделить на три периода: организационный, основной и заключительный. Каждому из этих периодов присущи свои особенности протекания, пики эмоциональных подъемов и спадов, типичные проблемы, которые необходимо учитывать при организации работы с детьми.

Знание характерных особенностей протекания лагерной смены позволяет выделить в ходе каждого периода ряд целей и задач, решение которых окажет существенную помощь участникам педагогического процесса в организации совместной жизнедеятельности.

Организационный период - это период адаптации, привыкания детей к новым условиям жизнедеятельности. Он начинается с момента заезда детей в лагерь, знакомства с новым окружением, с предстоящей деятельностью и заканчивается общелагерным мероприятием "Открытие смены". Длительность этого периода обычно составляет 2-3 дня.

 Основными задачами организационного периода являются:

знакомство детей друг с другом и с воспитателями;

размещение детей по корпусам и палатам;

знакомство с территорией и администрацией лагеря;

формирование органов детского самоуправления;

распределение обязанностей и поручений в отряде и в лагере;

выбор атрибутов отряда;

составление перспективных планов работы на смену;

оформление отрядного уголка;

подготовка номеров самодеятельности к открытию смены.

         Завершается этот период организационными сборами отрядов и лагеря, выбором актива, проведением торжественной линейки, посвященной открытию смены.

Основной период смены является самым длительным по времени и самым насыщенным по событиям. Его продолжительность составляет 13-15 дней.                   

Задачи основного периода:

сплочение детей в коллективной творческой деятельности с учетом их интересов, потребностей и возможностей;

оздоровление и разностороннее развитие детей;

создание обстановки совместного творчества воспитанников и педагогических работников, добрых дружеских взаимоотношений в отрядах.

Основной период - это время корректировки, конкретизации и реализации намеченных планов отряда и лагеря. Основными направлениями деятельности ДОЛ в этот период являются:

физкультурно-оздоровительная работа;

туристско-краеведческая,

природоохранная;

интеллектуально-познавательная;

нравственно-эстетическое воспитание;

трудовое воспитание.

Заключительный период связан с приближающимся окончанием смены и неизбежным расставанием. Длительность периода – 2-3 дня.

Особенностью этого периода является изменение поведения детей, которое характеризуется возбужденностью, раскованностью, самоуверенностью, неуправляемостью. Воспитателю в эти дни нужно быть предельно внимательным, необходимо помнить следующее:

работать по намеченному ранее плану;

стремиться не нарушать режим дня;

ограничить свободное время детей подростков;

стараться организовать коллективные дела с привлечением каждого ребенка; не давать возможности скучать;

не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

продумать программу прощального вечера;

четко планировать каждый рабочий момент.

Целью итогового периода будет являться подведение итогов смены, благополучное ее завершение.

Задачи итогового периода:

анализ реализации планов, намеченных отрядом и дружиной на смену, выполнение поручений за весь период отдыха;

подведение итогов смены по различным направлениям деятельности отряда, а также итогов соревнований между отрядами;

подготовка и проведение эмоционально ярких заключительных отрядных мероприятий прощания с лагерем;

организация участия отряда в линейке, посвященной закрытию лагерной смены;

поощрение наиболее активных детей по результатам деятельности.