Основы деятельности детских оздоровительных лагерей
Тема 2. Характеристика основ деятельности детских
оздоровительных лагерей различного типа. Логика развития лагерной
смены
Вопросы для обсуждения:
Нормативные документы по
организации летнего отдыха детей и подростков в Республике
Беларусь.
Характеристика детских оздоровительных лагерей различного типа. Штатное
расписание детского оздоровительного лагеря.
Профильные смены, их направления и формы организации. Кружковая работа в
лагере.
Система организации лагерной смены: организационный, основной и
заключительный периоды смены.
Основными нормативно-правовыми документами по организации летнего отдыха детей и подростков в Республике Беларусь являются:
Кодекс Республики
Беларусь "Об образовании" (2011)
Положение о воспитательно-оздровительном учреждении образования (2011)
Закон Республики Беларусь
"О правах ребенка" (1993)
Решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам
организации летнего оздоровления детей
Как правило, многие нормативно-правовые документы разрабатываются и
принимаются сроком на один сезон . Они учитывают общие тенденции
учебно-воспитательного процесса в стране и не противоречат Конвенции о правах
ребенка.
Основными задачами оздоровительного лагеря являются: организация
оздоровления и отдыха, создание условий для духовного и интеллектуального
развития детей, овладения ценностями национальной и мировой культуры,
необходимыми для жизни умениями, навыками здорового образа жизни и бережного
отношения к природе.
В Республике Беларусь в целях обеспечения благоприятных условий для
укрепления здоровья детей, развития их способностей создаются следующие типы
оздоровительных лагерей:
сезонные круглосуточного пребывания;
сезонные дневного пребывания;
круглогодичные.
Оздоровительные лагеря могут функционировать на стационарной, специально
предназначенной для оздоровления базе, в том числе с использованием арендованных
помещений; с использованием палаток. Деятельность оздоровительного лагеря
осуществляется посменно.
Под сменой понимается определенный период нахождения детей в
оздоровительном лагере во время каникул. Оздоровительный лагерь может
функционировать в учебное время при условии организации учебного процесса в
соответствии с законодательством Республики
Беларусь.
Штатное расписание
детского лагеря составляется и утверждается в соответствии с вместимостью
лагеря и санитарно-гигиеническими нормами, предусмотренными для летнего детского
лагеря. Руководство лагеря возложено на директора и его заместителя, заведующего
хозяйственной частью, старшего педагога. По штатному расписанию в лагере
предусматриваются педагогические работники на отрядах: 1 педагог на 10-13 детей,
из них 1-2 педагога со стажем и студенты-воспитатели; подменные педагоги;
педагог-организатор; инструктор по физкультуре; инструктор по плаванию (если
есть бассейн); музыкальный руководитель/ди-джей; психолог, руководители кружков.
В лагере работает обслуживающий персонал (горничные, столяр), работники кухни
(повара, мойщики посуды). Обязательно в лагере предусмотрены штатные медицинские
работники (врач, медсестра). Охрана лагеря возложена на сторожа и сотрудников
органов МВД, работающих посменно.
В детском оздоровительном учреждении образования профильная смена – это
смена, направленная на освоение или совершенствование ее участниками какой-либо
особой группы творческих или профессиональных умений и навыков. Особенности
профильных смен:
а) много времени занимают дела и мероприятия, соответствующие профилю;
б) профильные приоритеты во многом определяют содержание всех остальных
дел и мероприятий, в том числе развлекательных (досуговых);
в) для работы привлекаются педагоги, обладающие соответствующими профилю
знаниями и навыками, причем на подготовительном этапе они нередко проходят
специальную подготовку;
г) часто требуется специальное оборудование или снаряжение (туристское,
техническое и др.).
Направления профильных смен:
1. Научно-образовательная (естественнонаучная, юных натуралистов,
экологическая, физико-математическая, краеведческая, археологическая и
др.).
2. Языковая
(лингвистическая) – проводится с целью интенсивного овладения иностранным языком
(часто среди участников такой смены присутствуют носители иностранного языка).
3. С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая,
строительная, социально-технологическая и т. п.).
4. Смена для активистов детских и молодежных общественных объединений
(лидерская).
5. Оздоровительная. Варианты: а) для детей, страдающих хроническими
соматическими заболеваниями; б) для детей с ОПФР.
6. Спортивная. Варианты: а) спортивно-оздоровительная, т. е. для
любителей; б) для юных спортсменов – учащихся ДЮСШ, ориентированных на высокие
достижения.
7. Туристская (варианты: спортивная, любительская).
8. Творческая. Включает самые разные варианты: юных техников, юных
корреспондентов, членов команд КВН, исполнителей и любителей классической музыки
и др.
9. Военно-патриотическая (кадетская).
10. Юных спасателей.
Возможны и другие направления профильных смен. В
образовательно-оздоровительных центрах могут организовываться как летние, так и
зимние профильные смены по различным учебным предметам и видам детско-юношеского
творчества.
Сроки нахождения детей в оздоровительном лагере определяются учредителем
с учетом типа и профиля оздоровительного лагеря, конкретных
природно-климатических условий, возможностей оздоровительного лагеря и могут
составлять в период каникул: летних не менее 18 дней (оптимальный срок - 21
день); весенне-осенне-зимних - не менее 6 дней. В палаточных передвижных
оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9-12 дней, в
профильных оздоровительных лагерях - не менее
9.
В оздоровительных лагерях с учетом возраста, интересов и предложений
детей и их родителей создаются группы (отряды, объединения по интересам) детей,
в том числе и профильные. Численность детей в группах в возрасте 6-9 лет - 20-25
человек, 10-14 лет - 25-30 человек, 15-18 лет - 25 человек.
С целью максимального удовлетворения запросов детей в различных видах
деятельности в оздоровительных лагерях создаются кружки, секции, клубы, студии и
другие объединения по интересам. Количественный состав кружка и
продолжительность занятий в течение недели зависят от характера и программы,
возраста детей, возможностей лагеря и утверждаются начальником
лагеря.
При приеме детей в спортивные, спортивно-технические, туристические и
хореографические кружки необходимо медицинское заключение о состоянии
здоровья.
Занятия кружков организуются по типовым и региональным программам,
разработанным соответственно Министерством образования и органами образования, а
также по авторским, утвержденным педагогическим (методическим) советом
лагеря.
В программах профильных оздоровительных лагерей предусматриваются
содержание и разнообразные формы работы, соответствующие профилю лагеря, в том
числе занятия на протяжении одного академического часа в день для детей 6-9 лет,
двух академических часов для детей 10-14 лет, трех академических часов для детей
15-18 лет.
Расписание занятий
составляется администрацией оздоровительного лагеря с учетом предложений
педагогических работников, обеспечения наиболее благоприятного режима для детей,
их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических
норм.
По инициативе детей и при
поддержке педагогических работников в оздоровительном лагере создаются органы
детского самоуправления, временные объединения общественных
организаций.
При организации работы
коллектив оздоровительного лагеря взаимодействует с родителями детей, трудовыми
коллективами, учебно-воспитательными учреждениями, научно-исследовательскими
институтами, учреждениями культуры, спорта, общественными организациями,
творческими союзами, средствами массовой
информации.
Смену в оздоровительном лагере условно можно разделить на три периода:
организационный, основной и заключительный. Каждому из этих периодов присущи
свои особенности протекания, пики эмоциональных подъемов и спадов, типичные
проблемы, которые необходимо учитывать при организации работы с
детьми.
Знание характерных особенностей протекания лагерной смены позволяет
выделить в ходе каждого периода ряд целей и задач, решение которых окажет
существенную помощь участникам педагогического процесса в организации совместной
жизнедеятельности.
Организационный период - это период адаптации, привыкания детей к новым
условиям жизнедеятельности. Он начинается с момента заезда детей в лагерь,
знакомства с новым окружением, с предстоящей деятельностью и заканчивается
общелагерным мероприятием "Открытие смены". Длительность этого периода обычно
составляет 2-3 дня.
Основными задачами
организационного периода являются:
знакомство детей друг с другом и с
воспитателями;
размещение детей по корпусам и
палатам;
знакомство с территорией и администрацией
лагеря;
формирование органов детского
самоуправления;
распределение обязанностей и поручений в отряде и в
лагере;
выбор атрибутов отряда;
составление перспективных планов работы на
смену;
оформление отрядного уголка;
подготовка номеров самодеятельности к открытию
смены.
Завершается этот период организационными сборами отрядов и лагеря,
выбором актива, проведением торжественной линейки, посвященной открытию
смены.
Основной период смены является самым длительным по времени и самым
насыщенным по событиям. Его продолжительность составляет 13-15 дней.
Задачи основного периода:
сплочение детей в коллективной творческой деятельности с учетом их
интересов, потребностей и возможностей;
оздоровление и разностороннее развитие
детей;
создание обстановки совместного творчества воспитанников и
педагогических работников, добрых дружеских взаимоотношений в
отрядах.
Основной период - это время корректировки, конкретизации и реализации
намеченных планов отряда и лагеря. Основными направлениями деятельности ДОЛ в
этот период являются:
физкультурно-оздоровительная работа;
туристско-краеведческая,
природоохранная;
интеллектуально-познавательная;
нравственно-эстетическое воспитание;
трудовое воспитание.
Заключительный период связан с приближающимся окончанием смены и
неизбежным расставанием. Длительность периода – 2-3
дня.
Особенностью этого периода является изменение поведения детей, которое
характеризуется возбужденностью, раскованностью, самоуверенностью,
неуправляемостью. Воспитателю в эти дни нужно быть предельно внимательным,
необходимо помнить следующее:
работать по намеченному ранее плану;
стремиться не нарушать режим дня;
ограничить свободное время детей
подростков;
стараться организовать коллективные дела с привлечением каждого ребенка;
не давать возможности скучать;
не выпускать из поля зрения ни одного
ребенка;
продумать программу прощального
вечера;
четко планировать каждый рабочий
момент.
Целью итогового периода будет являться подведение итогов смены,
благополучное ее завершение.
Задачи итогового периода:
анализ реализации планов, намеченных отрядом и дружиной на смену,
выполнение поручений за весь период отдыха;
подведение итогов смены по различным направлениям деятельности отряда, а
также итогов соревнований между отрядами;
подготовка и проведение эмоционально ярких заключительных отрядных
мероприятий прощания с лагерем;
организация участия отряда в линейке, посвященной закрытию лагерной
смены;
поощрение наиболее активных детей по результатам
деятельности.