Тема 6. Национально-культурный компонент семантики слова. Ключевые концепты культуры

ТЕМА 6. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИКИ СЛОВА.
КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ КУЛЬТУРЫ

1. Какой языковой уровень наиболее «чувствителен» к воздействию культуры? В какой мере можно говорить о воздействии культуры на фонетику и грамматику языков?

2. Приведите примеры национально-культурно обусловленных различий:
а) в коннотациях слова;
б) в дробности членения определенных тематических полей;
в) во внутренней форме слова.

3. Прочитайте работу Э. Лассан «Культурные концепты как узловые точки картины мира и предмет лингвокультурологии. Язык описания концептов» (текст 5) и ответьте на следующие вопросы.
1. Как вы понимаете термин картина мира?
2. Как соотносятся понятия языковая картина мира и ключевой концепт культуры ?
3. Как семантические примитивы могут быть использованы для описания ключевых концептов культуры?
4. Что такое концептосфера?

4. рочитайте работу А.Д. Шмелева «Лексический состав русского языка как отражение «русской души» (текст 6) и ответьте на вопросы.
1. Какие типы лексических единиц, существенных для анализа языковой картины мира, выделяет автор? Как эти типы соотносятся с понятием концепта?
2. В чем автор видит специфику интерпретации в русской картине мира единиц правда и истина, свобода и воля, добро и благо?
3. Сравните интерпретацию концепта «судьба», предложенную А.Д. Шмелевым и Э. Лассан. В чем вам видятся сходства и различия?
4. От какой ошибки, возможной при интерпретации национальной картины мира (национального характера, менталитета и т.д.) при помощи лексических единиц, предостерегает автор?

5. Прочитайте исследования Э. Лассан, посвященные концептам «надежда» и «разлука» (на выбор) (тексты 7 и 8) и ответьте на вопросы:
1. На основании каких признаков можно относить определенное понятие – в частности, понятие надежда – к ключевым для культуры?
2. Приведите определение значения слова надежда на языке семантических примитивов.
3. Как изменялось отношение общества к состоянию надежды, если судить по текстам русской культуры?
4. Какие виды надежды выделяет носитель русской культуры, если судить по текстам культуры?
5. Что можно сказать о носителях культуры, которым свойственно проанализированное отношение к состоянию надежды?
6. На основании каких признаков можно отнести разлуку к ключевым концептам русской культуры?
7. Какой представала разлука в советской лирической песне? Как реализовались в советской песне представления о гендерных различиях?
8. Почему встреча была необходимым элементом содержания концепта « разлука» в советской лирической песне?
9. Как изменяется содержание концепта « разлука» в авторской песне?
10. Какие изменения происходят в содержании концепта « разлука» в «постсоветский» период?
11. Как связано концептуальное содержание языковых единиц с социальными процессами в обществе?
12. Охарактеризуйте отношения концепта « разлука» с другими концептами в рамках концептосферы русского языка.