Тема 5. Макро- и микроструктуры словаря

ТЕМА 5. МАКРО- И МИКРОСТРУКТУРЫ СЛОВАРЯ

1. Приведите примеры лексических единиц, находящихся в гиперо-гипонимических отношениях. Охарактеризуйте гипероним и гипонимы с точки зрения семантической сложности. Как можно охарактеризовать соотношения семантики двух гипонимов одного и того же гиперонима?

2. Охарактеризуйте партитивные отношения. Перечислите признаки обязательных и факультативных партонимов. Определите, какие виды партонимов представлены в следующих парах холонимов и партонимов:
Компьютер – винчестер, сапог – пряжка, автомобиль – аккумулятор, лицо – усы, тетрадь – обложка, принтер – картридж, карандаш – грифель, туфля – каблук.

3. Прочитайте тексты. Найдите в них лексические единицы, связанные гиперо-гипонимическими и партитивными отношениями.
1. Разделение поэтического текста на строфы факультативно. Оно параллельно делению прозаического текста на главы и абзацы и часто сопутствует внесению в поэтический текст принципа повествовательности. В тексте, разбитом на строфы, строфы так относятся к стихам, как стихи к словам. … Самый простой вид строфы – двустишие (Ю.М. Лотман).
2. Прогнозные расчеты бюджета составлялись, когда баррель нефти на мировом рынке стоил 22 доллара. Однако в дальнейшем цены выросли до 25 долларов. Соответственно, приток валюты в страну усилился, что предсказать было очень сложно. К тому же доллар ослаб по отношению к евро, и в результате курс рубля к доллару таков, каким мы его видим («Аргументы и факты»).
3. В класс союзов и союзных слов входят слова, оформляющие синтаксические связи предложений или слов. Отличие союзов от предлогов состоит в том, что предлоги осуществляют свою служебную функцию в обязательном единстве с падежными формами существительного, тогда как союзы не только не связаны с грамматическими формами соединяемых слов, но и вообще безразличны к их принадлежности к той или иной части речи: один и тот же союз может соединять существительные, глаголы, прилагательные, наречия и даже слова, принадлежащие к разным частям речи, если их синтаксические функции совпадают (Русская грамматика).
4. На земле происходила весна. При входе в лес стояла тоненькая верба. Почки ее были нежно-желтые, пушистые, крупные, как цыплята. Мара не могла вынести, если красота существовала сама по себе. Она решила взять часть этой красоты к себе домой, поставить в вазу. Я полагала, что она сорвет одну ветку. Ну, две. Дереву, конечно, будет больно, но оно зальет раны соком. Забинтует корой. Восстановится. То, что сделала Мара, до сих пор стоит у меня перед глазами. Она не обломала, а потянула вниз и к себе, содрав ремень кожи со ствола. Потом другую ветку, третью (В. Токарева).

4. Перечислите виды микроструктур словаря. Определите, какие отношения связывают следующие пары (или группы) слов:
а) свёкла – морковь;
б) умный – сообразительный – смышлёный;
в) официант – столик – меню;
г) подснежник – крокус;
д) ученики – доска – мел;
е) шар – пирамида – конус;
ж) насекомое – шмель;
з) шмель – пчела – оса;
и) циферблат – часы;
к) рука – палец;
л) утро – полдень – вечер;
м) торт – гости – подарки;
н) студент – магистрант – аспирант.

5. Назовите несколько слов, по которым можно было бы догадаться, какой фрейм вы имеете в виду (минимум два слова, максимум – пять).

6. Объясните, почему приведенные пары относятся к тому или иному типу синонимов. Для семантических и семантико-стилистических синонимов постарайтесь определить оттенки значений, которыми они различаются.
жена – супруга – стилистические
беспокоиться – волноваться – семантические
взгляд – взор – стилистические
фантазия – воображение – семантические
жаловаться – ныть – семантико-стилистические
два (банана) – пара (бананов) – стилистические
сочувствие – сострадание – семантические

7. Определите тип синонимов.
Поссориться – поругаться, лоб – чело, плакать – хныкать, жадный – скупой, кричать – вопить, советоваться – консультироваться, окулист – офтальмолог, жаловаться – ябедничать, строить – сооружать, спешить – торопиться, зрелый – спелый (помидор), ликвидировать – уничтожать.

8. Подберите а) к данным исконно русским словам иноязычные синонимы; б) к заимствованным словам исконно русские синонимы. Какие типы синонимии иллюстрируют подобранные вами пары или ряды?
а) отступить, сдаться –
знающий, сведущий –
любитель –
удобный –
внушительный, представительный –
истолкование, прочтение –
спор, обсуждение, прения –
чушь, чепуха –
похожий –
б) предположение –
гарантировать –
вульгарный –
ассистент –
апатия –
ажиотаж –
фиаско –
иллюзорный –
индифферентный –

9. Докажите, что пары веселый – грустный, маленький – большой, далекий – близкий являются контрарными антонимами.

10. Объясните различие между разнонаправленными антонимами и конверсивами.

11. Покажите, что единицей смыслового сопоставления для антонимии является не слово, а ЛСВ, подобрав антонимы к разным значениям слов острый и мягкий , представленным в приведенных ниже сочетаниях:

острый нож

острый соус

острое воспаление

острое положение

острая шутка

мягкий хлеб

мягкий диван

мягкие движения

мягкая вода

мягкий характер