TOPIC 8: GUIDING. UNIT 1

TOPIC 8: GUIDING

UNIT 1

1. Study the glossary to the topic.

adventure tour

приключенческий тур

coach tour

автобусный тур

collective tour

групповой рейс

commission

комиссионные

conducted tour

туристическая поездка

continental breakfast

легкий, «континентальный» завтрак

educational tour

образовательная поездка

en route

по/в пути

exotic tours

экзотические путешествия

freelance

внештатный сотрудник

frivolous

легкомысленный

full day excursion

экскурсия на весь день

gratuity (‘grat’)

чаевые

guide’s commentaries

комментарии гида

guided tour

экскурсия

hospitality desk

отдел обслуживания гостей

incentive tour

инсентив-тур, поощрительный тур

inclusive tour

туристическая поездка с оплатой всех услуг

notable sights

известные достопримечательности

package tour

туристическая поездка с предоставлением комплекса услуг

panoramic tour

обзорная экскурсия

patronizing

покровительственный

pax = passangers

пассажиры

pick-up point

место сбора

porterage

переноска багажа

rooming list

список проживающих с разбивкой по комнатам

shop tour

шоп-тур

showpiece

экспонат

sightseeing trip / tour

экскурсия, осмотр достопримечательностей

study tour

научная командировка

to be jet-lagged

иметь нарушение суточного ритма организма, расстройство биоритмов в связи с перелетом через несколько часовых поясов

to be on holiday

быть в отпуске

to board the coach

садиться в автобус

to convey the knowledge

передавать знания

to do a basic first-aid course

пройти курс оказания первой помощи

to do guiding

работать гидом-экскурсоводом, проводить экскурсии

to explore the city

исследовать город

to get the balance right

найти золотую середину

to handle the group

руководить тур группой

to have a sound knowledge

иметь глубокие знания

to hire for a job

нанимать на работу

to jump from one topic to another

перепрыгивать с одной темы на другую

to keep one’s attention

удерживать внимание

to keep to the original itinerary

придерживаться первоначального маршрута

to liaise with

устанавливать, поддерживать связь с

to sort out a problem

разобраться с проблемой, решить проблему

to take on a role

играть роль

to treat sb

относиться к кому-либо

tour group

туристская группа

transfer

трансфер

voucher

ваучер

walking tour

пешеходная экскурсия

wild / charming / stunning scenery

дикий /очаровывающий/потрясающий пейзаж

2. Read the following article and translate the phrases in italics from Russian into English in writing. The phrases can be regarded as key words of the article.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА. Что вы себе воображаете?

Согласитесь, людей, у которых воображение отсутствует напрочь, в природе не бывает. В той или иной степени все мы обладаем этим качеством, хотя бы в зачаточном виде. Просто для одной профессии оно жизненно важно и необходимо, а для другой – так, ничего не значащий и не определяющий довесок. Экскурсоводы как никто другой обязаны обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами . Ведь им постоянно приходится рассказывать о чем-то отсутствующем, например, о памятнике, расположенном в другом городе, утраченном в годы войн или во время стихийных бедствий или, что бывает очень часто, в результате варварского отношения наших современников. Рассказ должен быть таким ярким, таким образным, чтобы экскурсанты начали «видеть» эти объекты .

Воображение экскурсовода и экскурсантов связаны между собой теснейшим образом. Предположим, применяется прием реконструкции , и экскурсовод говорит: «Представьте себе, что здесь, на этом месте возвышался великолепный храм. Его золоченые купола были видны издалека, а звон колоколов привлекал всю округу…». И дальше в том же духе. Рассказывает экскурсовод, старается, а экскурсанты со скучающим видом «отсутствуют». Это означает, что они не смогли «включить» свое воображение, и «унисон» с экскурсоводом не получился. В идеале, конечно, должно быть по-другому.

Основой воображения у экскурсовода и экскурсантов являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт . Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мысленных образов . Иногда случается, что наше воображение может сыграть с ними злую шутку , увести в такие дебри, которые ничего общего с реальностью не имеют. Поэтому важно, чтобы картины, которые в ходе подготовки к экскурсии рисует воображение экскурсовода, были максимально точны и по возможности исторически достоверны . Корректирующим фактором должны выступать задачи данной темы.

Воображение, как и внимание, градируется на несколько видов. Оно бывает произвольным (непреднамеренным) и непроизвольным (преднамеренным) , а также воссоздающим (воспроизводящим ) и творческим .

Творческое воображение – одна из основ профессиональной деятельности экскурсовода. Этот вид воображения позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы таких предметов и явлений, которые он ранее в подлинном виде не наблюдал. Например, картины смерча, торнадо или песчаной бури, морского боя или танкового сражения, образ конкретного героя, писателя, поэта, художника и т.д. Создаются они на основе прошлых восприятий других предметов, явлений, облика людей, а также их описания в литературе, изображения в театральных постановках или кинофильмах.

Хорошо развитое воображение позволяет экскурсоводу, опираясь на ранее приобретенные знания, жизненный опыт, наблюдения и выводы , создавать такие картины событий, такой облик людей, которые легко воспринимаются экскурсантами. Творческое воображение экскурсовода дает экскурсионной группе возможность представить себя участниками событий , которым посвящена экскурсия. Помню, как на экскурсии в Могилеве экскурсовод привела группу на Буйничское поле. Тогда на нем еще не было мемориала, просто поле, обычное, каких тысячи в Беларуси. Экскурсовод начала рассказ, и все живо представили, как неумолимо ползли мощные немецкие танки, утюжа пшеницу, как встречали их мужественные люди, отстаивая каждую пядь земли, как гибли под гусеницами, бросая бутылки с зажигательной смесью, как дым от взрывов заволакивал небо, как звучали команды наших офицеров и лающая немецкая речь. Экскурсанты просто замерли, слушая рассказ, да и на поле стали смотреть совсем по-другому…

Творчество в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе воображения. В результате творчества рождается новая тема и новая экскурсия, что, к сожалению, происходит не так часто.

Творческие начала находят также выражение в повседневной работе экскурсовода. Например, при использовании рекомендованных методических приемов, при подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических переходов между подтемами , в совершенствовании техники ведения экскурсий. Естественно, подобное творчество должно иметь разумные рамки, в какой-то степени ограниченные контрольным текстом экскурсии, в противном случае оно может увести экскурсантов в такие туманные дали, откуда самому экскурсоводу будет сложно выбраться.

Завершая эту небольшую тему, хочу сказать, что у нас в стране есть множество экскурсий, подготовленных и проводимых настолько творчески, с таким воображением и так мастерски, что они могут претендовать на «звание» уроков профессионального мастерства и очень похожи на театр одного актера в лучшем смысле этого слова.

Надежда Суслова
http://www.poiskturov.by/cgi-bin/newspaper.cgi?t=text&id=208

3. Give a review of the article in English.