ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание адресовано студентам второго и третьего годов обучения, изучающим французский язык по программе курса «Третий иностранный язык».

Материалом послужили фрагменты оригинальных и адаптированных текстов различной степени сложности, взятых из художественной литературы, историко-культурологических изданий, средств массовой информации и интернет-ресурсов согласно тематике Учебной программы по третьему иностранному языку. Спецификой данного сборника является также познавательный характер материала. Его содержание позволяет не только обогатить словарный запас и расширить знания студентов по изучаемым темам, но и раскрыть перед ними красоты и богатства французского языка, приобщить их к культурному наследию и реалиям современной жизни Франции. Фактор занимательности и увлекательности (особенно раздел «Знаете ли вы, что...») повысит интерес студентов к изучению французского языка.

Весь материал сгруппирован по тематическому принципу. Тематика полностью соответствует действующей учебной Программе по дисциплине «Третий иностранный язык (французский)».

Цель настоящего издания – выработать у студентов умение самостоятельного чтения и понимания разноплановых текстов, совершенствовать навыки перевода, углубить их знания по изучаемым темам. Кроме того, текстовый материал подобран с целью обучения различным видам чтения и овладения способами передачи прочитанной информации.

Материал данного издания рекомендуется использовать как в управляемой, так и неуправляемой самостоятельной работе студентов. Являясь составной частью образовательного процесса, самостоятельная работа призвана помочь студентам научиться осуществлять поиск новой информации, углубить, расширить и осмыслить знания по изучаемым темам. Настоящее издание полностью соответствует этим требованиям и послужит хорошим подспорьем для студентов с различным уровнем подготовки.

Наряду с типовыми рекомендуемыми нами заданиями и упражнениями преподаватель также получает свободу в формировании собственных учебных заданий по изученным темам, проверяющим умения студентов понимать общее содержание, детали и структуру текста. При этом можно использовать традиционные типы заданий, вырабатывающие навыки разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего).

Рекомендуемые типы заданий

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

  1. Прочитайте текст без обращения к словарю. Засеките время. Постарайтесь в одном высказывании сформулировать главную мысль текста, предложите новый заголовок.
  2. Читайте текст абзац за абзацем. Выделяйте все незнакомые cлова/словосочетания.
  3. Выпишите не менее 10 незнакомых слов. Догадайтесь о значении выделенных незнакомых слов. Найдите неизвестные слова по словарю. Подберите не менее 3 основных значений для каждого слова.
  4. Укажите, какие из абзацев/предложений абзаца несут главную информацию, почему.
  5. В указанных абзацах подчеркните ключевое слово (или предложение).
  6. Выполните перевод указанных предложений на русский язык. Отметьте единицы, которые не имели прямых эквивалентов по словарю.
  7. Определите по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова.
  8. Составьте план текста для пересказа.
  9. Выпишите все прилагательные/существительные в указанном абзаце. Подберите синонимы/антонимы.
  10. Напишите сообщение/эссе (не более 100 слов) по теме текста.
  11. Найдите дополнительную информацию по прочитанному вопросу.
  12. Составьте 10 вопросов по тексту.
  13. Составьте не менее 10 предложений с незнакомыми словами.
  14. Выберите примеры, демонстрирующие те или иные грамматические явления, изучаемые в разделе грамматики французского языка (время, типы причастий, модальности и др.).
  15. Выделите средства связности в тексте.
  16. Дайте несколько вариантов перевода предложений.
  17. Что вы хотели бы узнать по теме текста дополнительно?

Аудиторная работа

  1. Прочтите предложения. Выразите ту же мысль по-другому.
  2. Соотнесите понятия, выражаемые данными словами, с темой текста.
  3. Перечислите вопросы, освещаемые в тексте.
  4. Дайте краткую аннотацию прочитанного.
  5. Ответьте на вопросы преподавателя по тексту.
  6. Прокомментируйте предложения, взятые из текста.
  7. Перескажите текст группе/товарищу/преподавателю.
  8. Выразите свое отношение к прочитанному.
  9. Составьте ложные и истинные утверждения по тексту. Спросите товарища.
  10. Какие аспекты вас заинтересовали, что нового вы узнали из текста, что еще хотели бы узнать?

Рекомендуемые формы промежуточного и итогового контроля

Во время тестирования навыков чтения студент анализирует 1/3 текста (от 300 до 700 слов), к которым предлагаются вопросы на понимание, что проверяет умение студента понять общее содержание, детали и структуру текста, а также умение выделить конкретную информацию. Кроме того, при организации тестирования рекомендуется делать реферативный пересказ одного из текстов и сообщать свое мнение по тому или иному проблемному вопросу, затрагиваемому в тексте.