Синтактика: материалы к семинарам

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРАМ

Семинар 1

Тема 1. СИНТАКТИКА КАК ЧАСТЬ СЕМИОТИКИ

Тема 2. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА

Тема 3. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ

1. Синтактика как часть семиотики. Связь синтактики с семантикой и прагматикой.

Сетевое электронное учебное издание.

Богданов В. В. Текст и текстовое сообщение. ‒ СПб, 1993. ‒ С. 47‒57.

2. Язык как система и структура. Уровни языка.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

3. Грамматическое значение и грамматическая форма.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

4. Грамматическая категория и ее типы.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

5. Понятие синтаксической связи. Валентность и ее характеристики.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

6. Виды связи в словосочетании и предложении. Согласование, управление и примыкание как формы подчинительной связи.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

7. Словосочетание и его типы.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

8. Словосочетание и его отношение к слову и предложению.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

Семинар 2

Тема 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ВЫСКАЗЫВАНИЕ

1. Предложение как модель, структурная единица. Признаки предложения.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

2. Интенциональная, предикационная и актуализационая структуры предложения.

Сетевое электронное учебное издание.

3. Предложение и высказывание.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

4. Высказывание как речевая единица. Предикативность и модальность.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

5. Типы модальности и языковые средства их выражения.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

6. Синтаксическое и актуальное членения предложения. Языковые средства выражения актуального членения.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

Семинар 3

Тема 5. СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Тема 7. СИНТАКСИС КАК ОБЪЕКТ ТИПОЛОГИИ ЯЗЫКОВ

1. Традиционная и современная модели членов предложения. Преимущества и недостатки.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

2. Вербоцентрическая модель высказывания Л. Теньера. Актанты и сирконстанты.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

3. Модель непосредственно составляющих. Преимущества и недостатки.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

4. Трансформационная модель Н. Хомского. Гипотеза врожденной языковой способности.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

5. Характер передачи субъектно-объектных отношений как основа типологии языков.

Сетевое электронное учебное издание.

6. «Естественное» и «синтаксическое» развертывание фразы. Линейный порядок в синтагмах как принцип типологической классификации языков.

Сетевое электронное учебное издание.

Семинар 4

Тема 6. ВЫСКАЗЫВАНИЕ И СИТУАЦИЯ

1. Высказывание и суждение. Семантический треугольник.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

2. Логико-синтаксические типы высказываний.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

3. Высказывание и ситуация. Типы ситуаций.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

4. Пропозициональное содержание высказывания.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

5. Пропозиция. Способы выражения пропозиций. Типы предикатов.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

6. Пропозиция. Типы глубинных падежей.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

7. Семантические роли и глубинные падежи.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

Семинар 5

Тема 8. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Текст как языковая и речевая единица.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

2. Категории текста.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

3. Единицы текста.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

4. Типы текстов.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

Богданов В.В. Текст и текстовое сообщение. ‒ СПб., 1993. ‒ С. 17‒26, 32‒47.

5. Текст как гетерогенное явление. Креолизованный текст.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. ‒ М. : Academia, 2003. ‒ 128 с.

Семинар 6

Тема 9. ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Дискурс. Текст и дискурс.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

2. Типы дискурсов.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.

3. Суперструктура текста и ее дискурсивные маркеры в различных типах текста.

Лекция.

Сетевое электронное учебное издание.