ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРАМ
Тема 2. Язык как система.
Тема 3. Синтаксис как раздел грамматики
Задание 1. Приведите примеры ситуаций, в которых от знания (использования) языка зависит жизнь или смерть человека.
Задание 2. Самостоятельно заполните таблицу:
Единица уровня в языке и речи |
Функции единицы |
Уровень |
... |
... |
... |
Задание 3. Определите, к какому из уровней языка относятся следующие единицы: по, к, дом, жизнь, ся, а, бешеные деньги, объегорить, он устал. Определите функции, которые выполняют эти единицы в системе языка.
Задание 4. Прочтите отрывок из сказки Г. Остера «Котенок по имени Гав». Прав ли котенок? Можно ли считать такой «язык» настоящим? Какие свойства языкового знака нарушены в «секретном языке» щенка?
‒ Я придумал секретный язык, ‒ сказал щенок.
‒ А зачем секретный?
‒ Чтоб мы могли разговаривать, и никто нас не понимал... Кука маркука балям барабука!‒ сказал щенок.
‒ Очень секретно, ‒ похвалил Гав, ‒ ничего не понятно.
‒ А теперь, ‒ сказал щенок, ‒ давай я тебе на ушко скажу, что значит «кука маркука».
‒ Не надо! – сказал Гав. – Не говори.
‒ Почему не надо? – удивился щенок.
‒ Потому что секретно! – сказал котенок Гав. – И пусть будет секретно. Пусть никому никогда ничего не будет понятно. Даже мне. Тогда у нас будет настоящий совершенно секретный язык.
Задание 5. Определите, при помощи каких грамматических средств передаются указанные грамматические значения в следующих формах.
1. Грамматическое значение числа:
рука – руки, человек – люди, одно пальто – семь пальто, ребенок – дети, теневой – теневые, спал – спали, hand – hands , man – men , tooth – teeth .
2. Грамматическое значение падежа:
кот – кота, без кашне – окашне, лисий – лисьего, ночь сменяет день, из леса – в лесу, я – меня, мы – нас, she – her , they – them , we ‒ us .
3. Грамматическое значение лица и числа:
пою – поешь, обсуждаю – обсуждают, буду знать – будем знать, хотел бы – хотели бы, позови – позовите, see – saw , know – knew , prepare – prepared .
4. Грамматическое значение рода:
проток – протока, выучил – выучила, простодушный – простодушное, большой неряха – большая неряха, узнать его – узнать ее.
5. Грамматическое значение вида:
подсказать – подсказывать, собрать – собирать, знать – узнать, выпроводить – выпроваживать.
6. Грамматическое значение степени сравнения:
Высокий – выше, низкий – нижайший, старый – самый старый, young – younger ‒ the youngest .
Задание 6. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами.
1. рус.:
стол – стола – столу;
избегал – избежал;
день сменяет ночь – ночь сменяет день;
белый – белее – белейший;
синий – синий ‒ синий;
хорошо – лучше;
иду – шел;
говорю – говоришь – говорят;
прилежнейший – самый прилежный;
напишу – буду писать;
поехать – поехал бы.
2. англ.:
man – men;
sing – sang;
good – better – best;
easy – easier – easiest;
write – writes;
spoke – had spoken;
boy – boy’s;
I – me; go – went;
girl – girls.
Задание 7. Какие варианты прочтения предложения предполагают следующие контексты? Каким грамматическим средством определяется эта «двусмысленность» в прочтении?
1. И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
2. Завидовать было некому.
3. Платье задело весло.
4. Мать встретила Гузель.
5. Глаза утомляют яркие краски.
Задание 8. Данные словосочетания разбейте на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Укажите, какими средствами осуществляются в них эти связи. Какие выводы можно сделать, сравнивая результаты разбивки словосочетаний в русском и изучаемом языках?
Рус.: упасть навзничь; совет отца; вчера утром; девочка из легенды; вернуться домой; дело чести; горные вершины; построить дом; прийти на праздник; вечерний звон; мчаться стремглав; любить человека; достояние народа; лелеять мечту; безмерно счастливый.
Англ.: depends on you; come here; Mary’s brother; look at me; these books; go away; black table; a book cover; his answer; read a letter; nice of you; a running boy; bad manners; speak loudly.
Задание 9. Распространите слова на основе их синтаксической валентности: с вет, подготовка, характерный, привыкнуть, познакомить, белый.
Задание 10. Приведите примеры авалентных, одно-, двух-, трех-, четырехвалентных глаголов. Обладают ли валентностью только глаголы или другие части речи тоже? Докажите свою точку зрения конкретными примерами.
Задание 11. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания. В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики. Подобные лексические ошибки возникают в результате невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
1. Погода сопутствовала хорошему отдыху.
2. У куниц скоро появится наследство.
3. Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером.
4. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах.
5. Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий ‒ метелями, резким понижением температуры.
6. Минеральные и витаминные добавки, введенные в рацион, очень калорийны.
7. Платиновые термометры сопротивления работают в сложных условиях.
8. Мы обращаем главное внимание на развитие качества продукции.
Задание 12. Определите тип синтаксической связи в предложении и средства их выражения.
А
Хотя я нрава от природы тихого, но нетерпение вновь увидеть места, где провел я лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял моего ямщика, то обещая ему на водку, то угрожая побоями, и так как удобнее было мне толкать его в спину, нежели вынимать и развязывать кошелек, то, признаюсь, раза три и ударил его, что отроду со мной не случалось, ибо сословие ямщиков, сам не знаю почему, для меня в особенности любезно (А. Пушкин).
Б
1. Ребенок без пальто и шапки.
2. Кошка лежала сытая.
3. Познакомился я с девушкой, немкой.
4. Три такие встречи – и в один день!
C. И. Калабина. Практикум по «Введению в языкознание»;
Ю. Б. Норман. Лингвистические задачи
Задание для самостоятельной работы
Пронаблюдайте за своей коммуникацией в течение 3 дней. Насколько часто и в каких ситуациях (институциональная, личностно-ориентированная коммуникация; аргументативный, социально-ритуальный, экспрессивный, информативный типы дискурса) вы используете устойчивые, идиоматические словосочетания? Приведите примеры.
Как часто и в каких ситуациях Вы используете окказиональные словосочетания? С какой целью Вы их используете? Приведите примеры.
Анализ коммуникации должен быть сдан в распечатанном виде.
Тема 4. Предложение и высказывание
Задание 1. Определите какой структурный образец лежит в основе предложений.
1. Ель – дерево.
2. Светает.
3. Сквозит.
4. Три кота в комнате.
5. Теплится надежда.
6. Москва – столица.
7. Студент читает.
8. Дрова колются топором.
9. Ребенок послушен.
10. Я зябну.
11. Ждать так ждать.
Задание 2. В следующих соотношениях русских и иноязычных предложений найдите эквивалентные и неэквивалентные друг другу синтаксические схемы. Составьте недостающие иноязычные предложения.
Дождит. |
It is raining. |
Было темно. |
It was dark. |
Какая холодная была зима! |
What a cold winter it was. |
Я хочу поговорить с вами. |
I want to talk to you. |
Ему показали дорогу. |
He was shown the way. |
Об этом человеке много говорили. |
The man is much spoken of. |
Солнце восходит на Востоке. |
The sun rises in the east. |
Темнеет. |
English is spoken in America. |
В соседней комнате смеялись. |
Es dunkelt. |
Мне холодно. |
In Nebenzimmer wird ghelacht. |
Большая комната. |
Es friert mich. |
Любое вещество состоит из атомов. |
Ein grosses Zimmer. |
Было очень темно. |
… |
Снег идет. |
… |
Поздно. |
… |
Приближался вечер. |
… |
Задание 2. Составьте синтаксическую модель для внеязыковых ситуаций: извлечения, состояния, восприятия, отношения. В предложении, описывающем определенную ситуацию, укажите предикативный минимум и облигаторные распространители.
Задание 3. Даны два предложения. Одинаково ли их синтаксическое строение? Если есть различия, то определите, в чем они заключаются.
В шкафу висела форма нового ревизора.
На складе имелись сапоги моего размера.
Задание 4. Определите тип предложения, применяя классификации Г. А. Золотовой, Н. Д. Арутюновой.
1. Дети чистят картошку.
2. Лев – хищник.
3. Записка – от Павла.
4. Хозяйка ссорится с соседями из-за дежурства.
5. Нам скучно.
6. На улице тепло.
7. Солнце светит.
8. За окном светает.
9. Воздух свеж.
10. Зятечкин угрожает начальству
11. Ученых – единицы сотни.
12. Аптека – за углом.
13. У меня сын.
14. Сестра замужем.
Задание 5. Определите тип модальности и средства его выражения.
1. Посторонним вход запрещен.
2. Завтра возможен дождь.
3. Доказано, что Земля вращается вокруг Солнца.
4. Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но ее несло все дальше.
5. К стыду моему, я должен сознаться, что, очень часто слыша о необыкновенных способностях Изуверова, я до сих пор еще ни разу не полюбопытствовал познакомиться с произведениями его мастерства.
6. Я счастлив, что ты мне позвонила.
7. Нужно тепло одеваться. На улице холодно. Уже нельзя ходить без пальто.
8. Он добрый, умный и воспитанный человек.
9. Здесь запрещено курить.
Задание 6. Придайте различные модусные значения высказыванию Студенты сидят на лекции.
Задание 7. Определите тему и рему. Укажите средства выражения темы и ремы.
1. Где ты работал летом?
2. Рассказ Петя читает.
3. Жить – значит дышать.
4. Что ты делала в стройотряде? – В стройотряде я работала.
5. Петя читает рассказ.
6. Вот он-то и нарушил правила.
7. Бумага на столе. На столе бумага.
8. Что касается меня, то я не приду.
9. Что до меня, то я не приду.
10. В городе только и говорили, что о пожаре.
11. Прекрасно играют актеры!
Задание 8. Проанализируйте приведенные ниже предложения с точки зрения тема-рематической организации.
1. Летние вечера хороши!
2. Хороши летние вечера!
3. Но это продолжалось лишь несколько секунд.
4. Не нравилось ему только изобилие собак и кошек.
5. Моя сестра любит природу.
6. Послышались шаги и веселый говор.
7. Погода испортилась внезапно.
8. Донесение о результатах ночной разведки капитан Рюмин отправил в штаб полка в пять часов. В нем запрашивались ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями.
9. Встать Шурка никак не решался.
Задание для самостоятельной работы
Найдите в публицистическом, научном, убеждающем текстах любой тематики примеры различных типов модальностей. Определите функцию данных типов модальности. Отчет должен быть сдан в распечатанном виде.
Тема 5. Способы представления синтаксической структуры высказывания.
Тема 6. Синтаксис как объект типологии языков
Задание 1. Проанализируйте предложения с точки зрения теории непосредственно составляющих.
1. Ученик читает интересную книгу.
2. The old man saw a black dog there.
Задание 2. В чем заключается разница между следующими высказываниями? В чем она выражается?
1. Художник написал картину. Картина написана художником.
2. Ревизор ожидает бухгалтера. Бухгалтер ожидает неприятность.
Задание 3. Определите, как изменятся предложения в результате указанных трансформаций.
1. Бобры строят плотины (пассивизация).
2. Книга уже не продается (опущение).
3. Отец работает на заводе (перестановка).
4. Бумага на столе (негация).
Задание 4. Определите порядок слов развертывания фразы (синтаксический или естественный).
1. Чтобы попасть в Монако, удобнее всего сначала долететь до аэропорта Ниццы, оттуда до Монте-Карло не больше сорока минут.
2. Маша и Саша любят водить машину.
3. Я хочу поехать в Африку, посмотреть на обезьян.
Задание 5. Определите вид и значение залога.
1. Дети мирятся, ссорятся.
2. Наполеон побежден Кутузовым.
3. Сибирь покрыта льдом и мраком.
4. Петя читает книгу.
5. Власова и Соколов дружат.
Задание 6. Определите функцию порядка слов.
1. При этих словах он вдруг вскочил, возмутился.
2. Он побывал в Минске и в Москве.
3. Москва, Минск и другие города Таможенного союза встречают героя.
4. Да здравствует Беларусь!
5. И был он веселым, и был он счастливым, и был он Василий.
Задание 7. Найдите формальные средства, при помощи которых можно было бы доказать различную синтаксическую сущность внешне подобных предложений следующего типа.
У него платок в крови.
У него благородство в крови.
Задание 8. Опишите различия между следующими предложениями. Чем выражены эти предложения?
1. Ученик прибежал на зарядку. ‒ Ученик прибежал с зарядки.
2. Инспектор принимает документы. ‒ Документы принимаются инспектором.
3. Зрители не поняли, что герой по-настоящему любит. ‒ Зрители не поняли, что герой по-настоящему любит.
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте 5 рекламных текстов. Какие виды залога и порядка слов используются в них? Какова их функция (цель использования данного вида залога, порядка слов)? Отчет должен быть сдан в распечатанном виде.
Тема 6. Высказывание и ситуация
Задание 1. Следующие высказывания обозначают одну и ту же внеязыковую ситуацию: говорящий хочет, чтобы собеседник ушел. Чем обусловливается в таком случае многообразие используемых языковых средств?
Не смею Вас больше задерживать. |
Убирайся вон! |
Мне нечего Вам больше сказать. |
Уходи подобру-поздорову. |
Прошу Вас, уйдите. |
Прочь с моих глаз! |
Оставьте меня одного. |
Закройте дверь с другой стороны. |
Задание 2. Выразите различными языковыми средствами следующие внеязыковые ситуации: зв онок в дверь, запрещение курения, разрешение войти в аудиторию. Объясните что определяет выбор языковых средств.
Задание 3. Определите тип ситуации, описывающей данные высказывания.
1. Текст переведен.
2. Ребенок играет.
3. Я отправила родителям письмо.
4. Погода хорошая.
5. Мне больно.
6. Дрова колются топором.
Задание 4. Как вы считаете, может ли слово обозначать целую ситуацию, как это делает предложение? Что является денотатом следующих односоставных предложений Пожар!; Шаги в холле?. Другими словами, выражают ли они лишь вещь, предмет или все же целую ситуацию? Обоснуйте свой вывод.
Задание 5. Определите количество пропозиций в каждом предложении и дайте характеристику каждой из них: тип предиката по семантике, средство выражения предиката, актанты.
1. Его нежелание пойти к родственникам показалось ей чрезвычайно обидным.
2. Пушкин советовал молодым писателям учиться живой русской речи у московских просвирен.
3. Жители высыпали на улицу, с любопытством рассматривая входивших в город.
4. Ребенок рисует картину.
Задание 6. Перечислите наиболее устоявшиеся семантические падежи и дайте им определения. Приведите примеры предложений, глубинная структура которых содержала бы все перечисленные Вами роли.
Задание 7. Определите семантические роли актантов следующих предикатов:
1. Маша прибила доску молотком.
2. Петя показал нам профессора.
3. Писем не приходило.
4. Птенец выпал из гнезда.
5. Лекция не заинтересовала студентов.
6. Меня разбудил телефонный звонок.
Задание 8. Определите глубинный падеж выделенного слова.
1. Мама готовит суп.
2. Погода огорчает лыжников.
3. У Илоны забрали платье.
4. Водой унесло лодку.
5. Художник написал картину.
6. Пьеса доставляет удовольствие зрителям.
7. Поезд отошел от перрона.
8. Мы направились в Египет.
9. Мы проезжаем по туннелю.
Задание 9. Определите семантический тип предиката в следующих предложениях.
1. Нас пятеро.
2. Ребенок играет.
3. Мальчик читает книгу.
4. Цветы – в комнате.
5. Глупая птица – снегирь.
6. Многие потребовали объяснить задачу группы.
7. Он вполне мог стать прекрасным врачом, но предпочел заниматься хозяйством.
8. Вот возьму и уеду зарабатывать деньги.
9. В деревню Федор вернулся учителем.
10. Я знаю, что климат здесь скверный.
Задание 10. Определите логико-семантический тип высказывания (по Н. Д. Арутюновой).
1. Леших не существует.
2. Это растение – фиалка.
3. Здесь никого нет.
4. Погода сегодня ужасная.
5. Море спокойно.
6. Создатель теории относительности – Эйнштейн.
7. Это дерево – сосна.
Задание для самостоятельной работы
Напишите короткое эссе (10 предложений) на тему «Моя мечта», используя различные типы предложений. Определите тип каждого из них. Затем напишите текст сообщения по данной теме, которое бы Вы адресовали своему близкому другу. Чем отличаются эти два варианта? Аргументируйте свой вывод. Анализ должен быть сдан в печатном виде.
Тема 8. Текст как объект лингвистических исследований
Задание 1. Прочитайте текст. Определите тип текста, его суперструктуру. Укажите категории данного текста, средства их выражения.
Гражданин США завещал псу из Беларуси около 3 миллионов долларов
Жулика в деревне Будочка Хотимского района знает каждая собака. Известность и деньги свалились на четвероногого дворнягу, который уже десять лет охраняет двор семьи Потаповых, в пятницу, 15 февраля. В то утро, растапливая печь, пенсионер Василий Петрович услышал лай за окном. «Чаго гэта Іванавічу дома не сядзіцца?» – подумал он и гостя встречать не стал. А зря. Ведь это был юрист столичного адвокатского бюро, который приехал с невероятным сообщением: Жулику досталось наследство почти в миллион долларов.
Правительственная газета «Республика» опубликовала статью о собаке, которая получила из США наследство в 1 млн долларов. Статья очень подходит для публикации 1 апреля в день дураков, но официальная белорусская пресса обычно не шутит, тем более 30 марта? Но, может, у кого-то сбился календарь?.. Кстати, такая деревня действительно существует. А вот в то, что в ней живет пес-миллионер поверить сложно. В любом случае, порадуемся красивой истории. А если «Республика» так шутит, то лишний раз это подтвердит, что в госпропаганде трудятся дураки.
…В Будочку автобус прибыл около десяти утра. На остановке меня встречает Василий Петрович. О том, что он хозяин пса-миллионера, сразу и не догадаешься: дедушка в фуфайке, шапке-ушанке и валенках.
– Думала, вы весь в золоте и бриллиантах будете, – шучу я.
– З золата ў мяне толькі зуб, – улыбается дедушка. – І той паставіў яшчэ ў 1963, пасля таго, як вярнуўся з заробкаў ва Украіне.
Мы пробираемся в заметенный снегом двор. Возле будки у сарая Жулика не видно и не слышно.
– Ён цяпер у хаце жыве, – приглашая в дом, объясняет Василий Петрович. – Мы з жонкай залу яму аддалі. З Іванавічам – суседам – перанеслі туды наш з бабкай вялікі ложак. А потым Маруся пярыну яму паслала і падушкі – свой пасаг – побач раскідала. Каб толькі Жулічку добра спалася.
Попасть в апартаменты четвероногого миллионера оказалось непросто. На двери, как телохранитель, – табличка «Прошу не беспокоить».
– Ідзіце пакуль у кухні пасядзіце, снедае сабачка, – останавливает нас Мария Ивановна, жена Василия Петровича. – Толькі ж прачнуўся, хвілін 30 таму. Я яго памыла, аўсянкі са свінінай, як ён любіць, прыгатавала. Дык ён зараз есць.
Пока бабулька хлопочет в комнате собаки, дедушка рассказывает, за что на их семью свалилось американское наследство.
– Дзесьці ў 2007 годзе прыязджаў унашу вёску мужчына з Каліфорніі – Джон Фёдараў, – вспоминает Василий Потапов. –У час вайны ён, выхадзец з Будачкі, трапіў у нямецкі палон, а пасля вызвалення паехаў у ЗША. Там разбагацеў. І, відаць, перад смерцю вырашыў пабываць на радзіме. У той дзень мы з Марусяй ездзілі на поле глядзець, ці трэба бульбу палоць. І Жуліка з сабой узялі. Па дарозе сустрэлі Джона. Ён спытаўся, дзе стаяла хата яго бацькоў. А потым зірнуў на Жуліка і кажа: «Господин, продайте мне вашу собаку». Гляджу: амераканец ледзь не плача.
Оказалось, когда в мае 1945 года освобожденные войсками союзников Фёдоров с другими советскими военнопленными были в фильтрационном лагере, к ним привязался пес, очень похожий на Жулика. Правда, звали его Валет. Четырехлапый попутчик преодолел с Джоном всю дорогу до Америки и стал его лучшим другом. Вместе они делили скудную еду и гуляли по ночному Детройту, где молодой человек работал испытателем на заводе Форда. В 1950-х собака заболела. В это время из-за экономического кризиса люди стали массово покидать город. И мужчине пришлось выбирать: сделать собаке дорогостоящую операцию или купить билет до Сакраменто, где ему пообещали хорошую работу. Всю оставшуюся жизнь Федоров так и не смог простить себе смерть друга...
И вот спустя столько лет в Жулике из деревни Будочка «белорусский» американец увидел своего Валета. За питомца Джон предлагал Василию Петровичу «шмат зялёных паперак», но дедушка не согласился: все-таки с собакой они друзья, вместе и коров пасут, и на охоту ходят.
– Ды і што тут хлусіць, калі вып’ю, хто, як не Жулік, мяне дадому давядзе, – смеется собеседник. – Расчараваны «амерыканец» тады папытаў маё імя ды мянушку сабакі. На тым і разышліся. Вось толькі жонка пасля гэтай гісторыі са мной месяцы два не размаўляла.
– Ідзіце гляньце на нашага багацея, – заходит на кухню Мария Ивановна.
Жулик нас встречает как король, лежа на перине. Он лениво поворачивает голову, чтобы посмотреть, кто пришел, и снова переводит взгляд на экран телевизора. Там как раз показывают «Пока все дома».
– Плазма – адна з умоў кантракта. Яе прывёз натарыус, – опережает мой вопрос Василий Петрович.
Во второй раз, когда юрист приехал обсуждать вопросы вступления Жулика в наследство, он ознакомил Потаповых с контрактом, в котором указывалось, как должны расходоваться полученные от Джона Фёдорова средства.
Так, с 16 февраля Жулику причитается личная комната с большой кроватью и телевизором. А также сбалансированное трехразовое питание, в которое будет обязательно входить не менее полукилограмма мяса в сутки. Дважды в день – душ и прогулки на свежем воздухе. А еще для долгих осенних и зимних вечеров, если вдруг Жулик захочет поспать на улице, ему полагается будка с подогревом – ее пришлют из Америки. И раз в год, «чтобы собака расширила свой кругозор», – путешествие в любую страну мира, которую Жулик будет определять, ткнув носом в карту.
– У ліпені ўжо паедзем. Дык вось мы з бабкай марым, каб ён Парыж выбраў, глядзіш, у нас другая маладосць пачнецца, – потирает руки Василий Петрович. – Дарэчы, за тое, што мы з Марусяй Жуліка даглядаем, нам выплачваюць суму, роўную двум сярэднім заробкам у краіне ў месяц. Плюс тры мільёны на расходы.
– Пятровіч, ты што рассеўся, трэба сабачку на шпацыр весці, – доносится из кухни голос Марии Ивановны. – У яго ж рэжым.
<…>
Несмотря на миллион на счету, Жулик так и остался обычным деревенским псом. Да, прогулки у него по расписанию, а будка скоро будет с подогревом. Но собак, в отличие от многих людей, деньги не меняют.
Мария ПРОТАСЕНЯ, юрист адвокатского бюро «Александров и К» города Минска:
– В январе, когда нам позвонили из Калифорнии и предложили представлять интересы физлица, которым является собака, мы, конечно же, не поверили. Но позже нам выслали подтверждающие документы, и оказалось, что все оформлено юридически правильно и что на указанном счете действительно находится 993,7 тысячи долларов. Таким образом, сегодня Жулик – единственный в стране пес-миллионер. Все расходы, как и исполнение указанных в завещании условий, строго контролируются. Мы предлагали Потаповым отказаться ухаживать за псом: пенсионерам делать это непросто. Тогда семья получила бы компенсацию, а мы нашли бы Жулику опекуна. Но они отказались. По условиям завещания, средства будут расходоваться в течение всей жизни клиента. После смерти ему установят памятник в деревне Будочка, десять процентов от неизрасходованной суммы перечислят семье Потаповых, а все остальное перейдет на счет американского собачьего питомника.
http://respublika.sb.by/eksklyuziv/article/day-dzhon-na-schaste-v-lapu-mne.html
Задание 2. Определите тип текста. Укажите, что помогло вам это сделать.
А
Сегодня пышным цветом распустилась политическая проституция, сменившая комиссарские тужурки и заслюнявленные папиросные «бычки» в углах небритого рта с остатками пищи, на смокинги, фраки с официантскими «бабочками», фальшиво киношный звон бокалов, дежурные улыбки, бесконечные фуршеты и прочая лакейская «тусовка», как сами «расфранченые» называют свои сборища. Все это поисходит в тот момент, когда кругом бунты, недовольство и новые дубровские ‒ предвестники будущих лениных, троцких и прочих жидов ‒ революционеров ‒ пытаются поднять обезумевшую толпу и вновь направить граждан друг на друга. И вот тогда еврейская звезда окончательно засияет над Россией, а оставшиеся чванливые, голодные, обездоленные, денациональные людишки за чечевичную похлебку станут падшими рабами или пролетариями.
http://newforum.gramota.ru/viewtopic.php?f=4&t=3780&start=40
Б
Текст всегда строится как имеющий некоторый внешний мир, с которым он соотносится, будь то реальный или вымышленный мир, одно явление, событие или значительный фрагмент действительности. Процесс соотнесения и результат этого соотнесения языкового выражения и действительности называется референцией. В данном случае не принципиально различать реальный и вымышленные референты, хотя, безусловно, кроме тождества между этими двумя мирами существуют и определенные различия: «…реальный мир существует, вообще говоря, независимо от текста, а вымышленный мир текста порождается текстом. Иначе можно сказать так: в разговорном дискурсе говорящий принадлежит миру, в котором он осуществляет референцию; а автор художественного текста, вообще говоря, нет». При описании семантического пространства текста существенно лишь двойная интерпретация: со стороны автора – действительности, имеющей место быть до текста, и со стороны читателя – действительности, восстановленной в процессе чтения текста и по его прочтению. Некоторые исследователи считают, что область семантики текста составляет именно денотативный уровень его организации.
Ю. А. Земская Теория текста
В
Хочу домой;
Как мне все это надоело!;
Сегодня я купил гранату – долой родному деканату.
Г
«В 1771 году Москву посетило ужасное бедствие ‒ в январе месяце в столице открылась страшная моровая язва. Занесена была чума в Москву войском из Турции… Жители столицы впали в уныние... По словам очевидца, Подшивалова, народ умирал ежедневно тысячами... Вот так описывает это страшное время П. И. Страхов, профессор Московского университета, бывший еще гимназистом. «Вот, бывало, ‒ говорит он, ‒ я, в казенном разночинском сюртуке из малинового сукна с голубым воротником и обшлагами на голубом же стамедном (шерстяная косонитная ткань) подбое, с медными желтыми большими пуговицами и в треугольной поярковой шляпе, бегу от братца с бумажкою в руке по валу, а люди-то из разных домов по всей дороге и выползут и ждут меня и, лишь только завидят, бывало, и кричат: «Дитя, дитя, сколько?» А я-то лечу, привскакивая, и кричу им, например: Шестьсот, шестьсот». И добрые люди, бывало, крестятся и твердят: «Слава Богу, слава Богу!» Это потому, что накануне я кричал семьсот, а третьего дня восемьсот! Смертность была ужасная и росла до сентября так, что в августе было покойников чуть-чуть не восемь тысяч».
М. Ю. Пыляев Старая Москва
Д
Львов. Мне, Николай Алексеевич, нужно серьезно поговорить с вами.
Иванов. Говорите.
Львов. Я об Анне Петровне (садится).
А. П. Чехов Иванов (драма в четырех действиях)
Е
Доброе утро! Вот и наступил самый главный для тебя день в году – день твоего рождения. Как бы ты к нему ни готовился, он почему-то всегда приходит нежданно, и это здорово: сюрпризы начинаются! Будет множество поздравлений, теплых слов, вкусной еды и положительных эмоций.
Еще на день рождения обязательно тебе позвонит кто-нибудь с кем ты по той или иной причине давно не общался, и тебе будет чертовски приятно услышать голос этого человека. В общем, этот день для тебя действительно уникален.
Конечно, подсчитывать цифры своего возраста грустновато, но ведь тебя никто не заставляет делать это сегодня – это вполне может подождать до завтра, потом до послезавтра, а там и забудется. Я поздравляю тебя с днем рождения и, кроме всего прочего, желаю тебе побольше думать о хорошем – чтобы не было времени задумываться о плохом.
Ж
Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдем к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдем,
С ним пошлем мы злодеям проклятья –
На борьбу мы его позовем.
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Иди на врага, люд голодный!
Раздайся, клич мести народной!
Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед!
Богачи-кулаки жадной сворой
Расхищают тяжелый твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры,
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали,
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб глумились они над тобой.
Рабочая Марсельеза
З
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург.
Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
С. Есенин Автобиография
И
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
К
Л
Днем переменная облачность, местами небольшой снег, в конце дня, условия для гололедицы, наледи и сосулек.
Задание 3. Техника переконцентрации, используемая в распредмечивающем понимании предполагает определение фокуса и иерархии эмпатии в тексте.
К примеру: Тëма и собака были привязаны друг к другу ‒ эмпатия равна нулю; Тëма любил свою собаку – точка зрения говорящего совпадает с точкой зрения Тëмы; Песик обожал своего хозяина – говорящий рассматривает события с точки зрения собаки.
Существуют ряды иерархии эмпатии: говорящий – слушающий – третье лицо; человек – живое существо – предмет; тема беседы – новый (неанафорический) объект» [1].
Определите фокус и иерархию эмпатии в предложенном ниже контексте. Перестройте иерархию эмпатии и перепишите текст:
а) от имени нарядной барышни;
б) от имени лодки;
в) раскрывая одну из возможных тематических линий текста.
Какой из уровней текста (морфологический, синтаксический, лексико-семантический) претерпел наибольшую модификацию?
Нарядные барышни тоже недурно выглядят в лодке. По-моему, нет ничего более приятного для глаза, чем сшитый со вкусом лодочный костюм. Но «лодочный костюм», – пусть меня правильно поймут дамы, – это костюм для катанья на лодке, а не для сиденья под стеклянным колпаком. Если вы возьмете в лодку особ, которые больше интересуются своим туалетом, чем предстоящей прогулкой, то можете не сомневаться, что все удовольствие будет испорчено. Однажды я имел несчастье участвовать в прогулке по реке с двумя такими барышнями. Ну и веселая же прогулочка у нас получилась!
Обе расфуфырились в пух и прах – шелка, кружева, цветы и ленты, изящные туфельки и светлые перчатки. Они нарядились для фотографирования, а не для пикника. На них были «лодочные костюмы» с французской модной картинки. Смешно даже подумать, чтобы дама в таком платье могла войти в соприкосновение с реальной землей или водой или воздухом (Д. К. Джером.«Трое в одной лодке, не считая собаки»).
Задание 4. Как бы Вы ответили на вопросы, поставленные доктором филологических наук, профессором В. В. Красных? Аргументируйте свою точку зрения, приведя конкретные примеры и факты.
1) Можно ли говорить о том, что в определенных сферах деятельности новые типы текстов доминируют и замещают существовавшие до этого типы или же старые и новые типы сосуществуют?
2) Можно ли говорить о том, что развитие новых средств связи ведет не только к появлению новых типов текста, но и к реанимации старых, как, например, текстов эпистолярного жанра?
Задание 5. Ознакомьтесь с семиотическим анализом журнальной рекламы. Исходя из предпосылки, что реклама является креолизованным текстом, определите, из каких именно разнокодовых элементов она состоит.
Журнальная реклама плиты «Воsch». Цветовая гамма представлена спокойными оттенками коричневого цвета: от темного до самого светлого. Это цветовая гамма кухни, где стоит плита, стол с продуктами, в этих же тонах и плитка на полу. Выбранное цветовое решение передает такие качества, как спокойствие, респектабельность, уверенность, надежность и основательность, которые распространяются и на рекламируемый товар. На столе лежат разные продукты (кабачки, яйца, лук, зелень), у плиты стоит хозяйка. Передана ситуация приготовления обеда, т.е. какой-то фрагмент домашней жизни, что делает рекламу более человечной, приближая ее к потребителю. Именно в такой ситуации человек часто находится у себя дома, где все знакомо и привычно, и создается иллюзия, что реклама расположена на личной территории адресата, что тоже положительно влияет на восприятие.
Плита «Воsch» изображена дважды: один раз – на дальнем плане, неясно и немного загадочно, а второй – в правом нижнем углу ‒ как картинка на основном поле рекламы. Здесь она отличается по цвету (белые, серые, черные цвета), выдвигается на первый план и привлекает к себе внимание. Плита на этой фотографии, помещенной на основном изобразительном поле, показана со всеми деталями и узнаваема – это расчет на потребителя, который в магазине обращает внимание на рекламируемый товар.
В левом верхнем углу (на выгодном для восприятия месте) в красном прямоугольнике помещен текст: «Чем сложнее техника, тем проще она в обращении». Яркая геометрическая фигура, белый цвет букв привлекают внимание. По местоположению это предложение является слоганом. Фраза содержит веский аргумент, так как многие согласны, что простота в обращении – выгодное для потребителя свойство товара. Еще один компонент выполнен черными и красными буквами: на белом фоне (на фотографии плиты) напечатано: «Диалог с плитой? На русском языке? Это возможно. Система управления духовкой EPS». Привлекают внимание риторические вопросы, диалогическое построение текста. Метаформа «диалог» обращена к потребителю. Текст участвует в формировании коммуникативного обрамления рекламного сообщения, моделирует образы автора рекламы и его адресата-потребителя. В правом нижнем углу подведен композиционный итог рекламы: «Безупречно Воsch».
Задание 6. В приведенных текстах определите тип параграфемных средств, их функцию.
А
ЛЮБАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ В ИПОТЕКУ
С Б%ЛЬШИМИ СКИДКАМИ!
Б
Ну, замороЗИЛ! (реклама холодильников ЗИЛ).
В
Г
Д
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте 3 текста с полной креолизацией, 3 текста с частичной креолизацией. Определите функции вербального и невербального компонентов, особенности их взаимодействия. Анализ должен быть сдан в распечатанном виде.
Тема 9. Дискурс как объект лингвистических исследований
Задание 1. Приведите конкретные примеры текстов первичных и вторичных жанров.
Задание 2. Определите жанр речи по 1) М. Бахтину, 2) Т.В. Шмелевой или К.В. Кожевниковой (на выбор).
1. Вопрос.
2. Просьба.
3. Требование.
4. Статья.
5. Дискуссия.
6. Афиша.
7. Поздравление.
8. Публичное выступление.
Задание 3. Прочитайте памятку «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Докажите, что памятка является разновидностью инструктивных речевых жанров.
1. Внимательно прочитайте задание. Определите, по какому разделу науки о языке Вы будете писать сочинение.
2. Определите ключевое слово (слова) темы, например: запятая, синонимы, орфограммы в приставках, вводные слова, безличное предложение и т.п.
3. Внимательно читайте текст, выделяя слова, словосочетания, части предложения, № предложений, которые будете приводить для доказательства, обоснования и аргументации своего утверждения. Используйте разные графические обозначения (не более 5), например, для обозначения знаков препинания или № предложений: О, <>,{} или подчеркивания: ___, ===, ~~~~~.
4. Сгруппируйте выделенные примеры из текста по общим признакам / функции, значения, принципы, роль.
5. Дайте четкий ответ на поставленный вопрос темы сочинения. Можно начать сложноподчиненным предложением с союзами потому что, так как, для того чтобы... или сложным бессоюзным предложением. В формулировке утверждения (тезиса) должны содержаться слова темы или основной мысли и термины-понятия, которые надо будет подтверждать выбранными из текста примерами. Сочинение можно начать и с предложения, в котором вы соглашаетесь с мнением героя или противоречите ему.
6. В основной части сочинения приведите не менее 2-х примеров и прокомментируйте их. Доказательство можно начать со слов : В тексте автор использует, Так в тексте… помогают, выделяют, определяют, Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, Это обусловлено тем, Это объясняется, подтверждается тем, Это позволяет предположить. Помните, что первое доказательство должно подтверждаться несколькими примерами. Оформить примеры можно цитатой.
7. В заключение сочинения необходимо сделать вывод, желательно сформулировать собственное мнение, подтвердив тезис. Используйте выражения: итак, таким образом, я разделяю точку зрения.
8. Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
9. Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.
Задание 4. Укажите в представленных ниже текстах соответствующие дискурсивные маркеры. Какие еще маркеры характерны для данных типов дискурса?
А
Anywhere the day takes you
Only five minutes to stop at the market. Then a last-minute appointment to keep. And this pretty outfit seems to say you can glide from one place to the next without a moment’s effort, having fun all along the way. The easy-fitting side-slit tunic and elastic-waist pants are softly knit in cotton/polyester with side pockets to keep shopping lists handy (just in case). Ottoman ribbing on the yoke and sleeves holds this shape beautifully. Canadian-made. Machine wash. S‒M‒L‒XL. Royal, red or black. $54.95 each set…
Б
Sandra: привет, Давно не пересекались, может давай сходим куда нить сегодня, например шопинг замутим...
Вишня: приветик. а ты че ваще хочешь купить?? Еще одно платье???)))))))))))
Sandra: Ахаха ДАААААААААА) не так уж много у меня платьев...
Вишня: а Где и во скока состыкуемся?
Sandra: Давай в 5. не забудь грошы. И не опаздывай. Гудбай. увидимся
Вишня: Океюшки :‒)
Задание 5. Приведите конкретные примеры следующих типов дискурса: институционального, личностно ориентированного, аргументативного, социально-ритуального, информационного.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Проанализируйте речь политика, адвоката, рекламный текст. Какие дискурсивные категории (авторитетность, прецедентность и др.) представлены в данных образцах?
Проанализируйте признаки институциональности, типа конкретного институционального дискурса, нейтральные признаки институционального дискурса в данных образцах.
Образцы текстов и их анализ должны быть сданы в распечатанном виде.
Задание 2. Выберите образцы письменного дескриптивного, нарративного и аргументативного дискурса объемом 200‒250 слов каждый. Обоснуйте принадлежность каждого дискурса к описываемому типу. Образцы дискурса и их анализ должны быть сданы в распечатанном виде.
Задание 3. Проанализируйте статьи с точки зрения речевых жанров в печатных изданиях (можно в электронной версии): «Комсомольская правда», «Лиза».