Словесное ударение. Основные акцентно-ритмические модели
Словесное ударение – это фонетическая выделенность одного или нескольких слогов в слове [1; 2; 9]. Словесное ударение описывается как потенциал для фразового ударения, т.е. слог, несущий словесное ударение, с наибольшей вероятностью будет отмечен фразовым ударением в речи. Дж. Уэллс, к примеру, определяет словесное ударение как лексическое, или потенциальное, которое реализуется в речи интонационными средствами [9].
Словесное ударение в английском языке определяется как свободное, т.е. любой слог в слове может быть ударным (в отличие от польского, французского и др. языков), таким образом, каждое слово имеет собственную акцентно-ритмическую структуру. Акцентно-ритмическая структура слова – это сочетание ударных и безударных слогов в слове. Несмотря на тот факт, что в английском языке существует огромное разнообразие слов, количество акцентно-ритмических структур ограничено и распределено по двум основным моделям: одноударной и двухударной.
Одноударная модель – слова с одним словесным ударением.
Двухударная модель – слова с двумя словесными ударениями.
Градации словесного ударения
Слоги в слове обладают различной степенью фонетической выделенности. Во-первых, они могут быть либо ударны, либо безударны. Во-вторых, ударные слоги также не одинаковы по степени выделенности, что проявляется в двухударных словах, где наряду с главным ударением наблюдается второстепенное ударение, а также третичное (для американского английского). Таким образом, в английском языке различаются следующие степени словесного ударения [1; 7; 8; 9]:
главное;
второстепенное;
третичное;
слабое (отсутствие ударения).
Больше о градациях словесного ударения читайте здесь.
Не путайте словесное ударение с фразовым ударением и его градациями.
Градации фразового ударения
полное ударение (ядерное или неядерное);
частичное ударение;
отсутствие фразовой выделенности.
О корреляции словесного и фразового ударения читайте здесь.