Текст 2

Текст 2

СЕМИОТИКА
Н.Б. Мечковская

Три ступени семиозиса и три типа знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого

Обязательная для любого знака связь означающего и означаемого бывает двух видов: 1) мотивированная (т.е. в том или ином отношении «естественная», так или иначе обусловленная и поэтому объяснимая) и 2) немотивированная. В сознании человека «естественные», или мотивированные, связи (ассоциации) бывают двух видов: а) по смежности явлений и б) по их сходству. Чарльз Сандерс Пирс установил, что названные виды отношений исчерпывают в семиотике возможные виды связи между означающим и означаемым любого знака. В соответствии с тремя видами связи означающего и означаемого Пирс постулировал существование трех классов элементарных знаков: знаки-индексы , знаки-копии и знаки-символы . Предложенная Пирсом классификация знаков до сих пор остается наиболее органичным для семиотики взглядом на знаки, позволяющим видеть сущностные процессы семиозиса.
1-а. В знаках-индексах (позже их стали называть также знаками- симптомами ) связь означающего и означаемого мотивирована их естественной смежностью (соприкосновением или пересечением); в случае пересечения означающее является частью означаемого. <…> Примеры: 1) оскал собаки – это знак угрозы и одновременно компонент ее готовности к защите или нападению; 2) вскрик Ой! в момент, когда человек почувствовал внезапную боль – это часть его непроизвольной физиологической реакции на боль и вместе с тем знак (междометие), отчасти выражающий данное состояние. Отношения естественной смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию двух представлений, как известно, лежат в основе метонимии, поэтому мотивированность означающего означаемым в знаках-индексах правомерно характеризовать как м е т о н и м и ч е с к у ю.
1-б. В знаках-копиях (варианты термина: знаки-иконы , или иконические знаки ) связь означающего и означаемого мотивирована сходством , подобием между ними. Примеры: 1) слово жук (означающее) звучит похоже на те звуки, которые издает это насекомое (денотат означаемого); 2) на физической карте распределение светлых и темных оттенков голубого, синего, зеленого и коричневого цветов (оз начающего) соответствует означаемому: глубине «синих» морей, уровню по отношению к морю «зеленых» долин и высоте «коричневых» гор. В отличие от знаков-индексов, в которых мотивированность означающего означаемым носит метонимический характер, мотивированность знаков-копий основана на подобии, сходстве означающего с означаемым, т. е. носит м е т а ф о р и ч е с к и й  х а р а к т е р.
2. В знаках-символах [1] В термине семиотики знаки-символы компонент ‘символ’ является омонимом по отношению к нетерминологическому, более широкому значению этого слова (ср.: Белый голубь – символ мира; NN – символ уходящей эпохи и т.п.) и по отношению к специальному значению термина символ, которым обозначается один из видов сложных знаков (символ в противопоставлении эмблеме, образу, сравнению, метафоре, аллегории и др., о чем см. лекцию VI). Указанную омонимию следует иметь в виду во избежание путаницы. мотивированность в связи данного означающего с данным означаемым отсутствует. Примеры: 1) никто, в том числе этимологи, не знают, п о ч е му звуковой комплекс рыба обозначает этот класс водных позвоночных: для современного языкового сознания (говорящих по-русски) эта связь не мотивирована; 2) также необъяснимо, почему знак 4 связан с количеством ‘четыре’, а знак 5 – с количеством ‘пять’.
Три названных типа элементарных знаков соответствуют трем ступеням семиозиса (процесса означивания и возникновения в сознании знака и знаковых отношений между явлением действительности, его отображением в сознании и формой знака). Три ступени образуют градацию в направлении у в е л и ч е н и я   у с л о в н о с т и (конвенциональности) знака, т.е. увеличения его знаковое™. Наименьшая степень условности характерна для знаков- индексов, наибольшая – для знаков-символов.
Однако и внутри каждого из трех классов знаков разные знаки могут различаться по степени знаковости (т.е. условности). Например, мимика и интонация (а это, как и междометие, – знаки-индексы) в большей степени зависимы от состояния человека и, следовательно, чаще выражают это состояние, чем междометный возглас. Иначе говоря, у междометий степень условности (знаковости) выше, чем у паралингвистических средств общения. В кругу иконических знаков фотоснимок более иконичен, чем карандашный портрет (того же лица), а реалистический портрет более иконичен, чем кубистическое изображение. Преобладание условности в форме по отношению к содержанию знака делает его знаком-символом. Если в кубистическом портрете, как правило, сохраняется иконичность, то полотно беспредметника или абстракциониста в терминах семиотики – это именно знаки-символы.
Таким образом, оппозиция знаков-индексов, знаков-икон и знаков-символов носит градуальный характер по степени знаковости (т.е. условности, конвенциональности): это градация от знаков с относительно невысокой степенью условности (индексов) к более условным знакам (иконам) и от них к еще более условным знакам – символам.

Мечковская, Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура /
Н. Б. Мечковская. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.