Тема 3. Структура лексического значения. Прагматические компоненты в структуре значения

ТЕМА 3. СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ.
ПРАГМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ЗНАЧЕНИЯ

1. Охарактеризуйте структуру значения слова. Какую роль в структуре лексического значения играют гиперсема, гипосемы, периферийные семы?

2. Чем отличаются языковые, научные и энциклопедические знания? Сравните знания, зафиксированные в электронной энциклопедии «Википедия» и «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (М.: Рус. яз., 1986). Прокомментируйте обнаруженные вами различия.

Определяемая сущность

Энциклопедия

Словарь русского языка

БЕРЕЗА

Берёза (лат. Bétula) – род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов – около ста. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.

Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов.

БЕРЕЗА, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями. || уменьш. Березка, -и, ж.

ГРУСТЬ

Отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким, как печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами. В клиническом состоянии грусть переходит в депрессивные состояния организма. Это может повлечь за собой постоянные приступы меланхолии, плохого настроения, неспособность делать обычные повседневные дела. В искусстве грусть нередко становилась двигателем, а то и основной философской составляющей произведения.

ГРУСТЬ, -и, ж. Чувство уныния, легкой печали.

ЖЕЛЕЗО

Желе́зо – элемент побочной подгруппы восьмой группы четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером 26. Обозначается символом Fe (лат. Ferrum). Один из самых распространённых в земной коре металлов (второе место после алюминия).

Простое вещество железо (CAS-номер: 7439-89-6) – ковкий металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью: железо быстро корродирует при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе. В чистом кислороде железо горит, а в мелкодисперсном состоянии самовозгорается и на воздухе.

Собственно, железом обычно называют его сплавы с малым содержанием примесей (до 0,8 %), которые сохраняют мягкость и пластичность чистого металла. Но на практике чаще применяются сплавы железа с углеродом: сталь (до 2,14 вес. % углерода) и чугун (более 2,14 вес. % углерода), а также нержавеющая (легированная) сталь с добавками легирующих металлов (хром, марганец, никель и др.). Совокупность специфических свойств железа и его сплавов делают его «металлом № 1» по важности для человека.

ЖЕЛЕЗО, -а, ср.
1. Химический элемент, тяжелый металл серебристого цвета, главная составная часть чугуна и стали.
2. Изделия из этого металла.
3. Лекарство, содержащее железистые вещества.

КЛЕЙ

Клей – вещество или смесь, а также многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы – в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.

Склеивание обусловлено образованием прочной адгезионной связи между прослойкой клея и материалами соединяемых поверхностей. На прочность клеевого шва влияет и когезия клея к поверхности.

КЛЕЙ, -я (-ю), о клее, на клею, м. Липкое вещество для плотного соединения, скрепления частей чего-н.

КОЖА

Ко́жа – наружный покров организма позвоночных, защищающий тело от широкого спектра внешних воздействий, участвующий в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Кожа является самым большим органом.

КОЖА, -и, ж.

1. Наружный покров тела человека, животного; выделанная шкура животного.
2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

3. Проанализируйте приведенные ниже словарные дефиниции; выделите ядерные (гипер- и гипосемы) и периферийные семы, найдите факты «встроенности» в словарную дефиницию элементов энциклопедических и научных знаний.

Акула   ‘крупная хищная морская рыба’;
карась   ‘пресноводная рыба из семейства карповых с красноватыми плавниками’;
анчоус   ‘мелкая морская рыба из рода сельдей, которую консервируют в уксусе с пряностями’.

Барсук   ‘хищный зверь из семейства куниц с неуклюжим телом, острой мордой и густой длинной грубой шерстью’;
заяц   ‘небольшой зверек из отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами’;
волк   ‘хищное животное, родственное собаке’.

Голубь   ‘птица преимущественно с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом’;
соловей   ‘буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением’;
дятел   ‘лесная лазящая птица с сильным клювом’.

Ромашка   ‘травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а сердцевина желтая’;
тюльпан   ‘луковичное многолетнее растение семейства лилейных с крупными цветками в форме колпачков’;
василек   ‘темно-голубой полевой цветок, растущий во ржи и других злаках’.

Комар   ‘мелкое двукрылое, больно кусающее насекомое с тонким тельцем’;
оса   ‘перепончатокрылое жалящее насекомое’;
пчела   ‘жалящее летающее насекомое, перерабатывающее цветочные соки в мед’.

Тополь   ‘дерево из семейства ивовых с высоким и прямым стволом’;
липа   ‘лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками’;
дуб   ‘крупное лиственное дерево из семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями’.

4. Выберите из приведенных компонентов необходимые и сформулируйте лексическое значение приведенных слов.
Мангуст(а): 1) некоторые виды уничтожают змей; 2) относится к семейству виверровых; 3) млекопитающее; 4) хищное; 5) распространен преимущественно в Южной Азии и Африке; 6) некрупное.
Гелий: 1) химический элемент; 2) имеет очень низкую температуру кипения; 3) самый легкий после водорода; 4) обозначается символом Не; 5) инертный газ; 6) применяется в технологиях низких и сверхнизких температур.
Нарцисс: 1) растение; 2) некоторые виды используются для получения эфирного масла; 3) с белыми или желтыми цветами; 4) садовое; 5) семейства амариллисовых; 6) назван по имени древнегреческого юноши-красавца, влюбившегося в собственное отражение и превращенного богами в цветок; 7) разводится как декоративное растение, 8) луковичное.
Блин: 1) блюдо; 2) русское национальное; 3) в виде тонкой лепешки; 4) из жидкого теста; 5) готовится на молоке или кефире; 6) является неизменным атрибутом Масленицы; 7) обычно едят со сметаной или вареньем; 8) выпекаемое на сковороде.

5. Определите, какому слову принадлежит приведенная ниже дефиниция, и оцените ее удачность (опознаваемость обозначаемой сущности, достаточность или избыточность признаков и т.д.):
а) ‘большая водоплавающая птица с длинной изогнутой шеей’;
б) ‘совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений’;
в) ‘рогатое жвачное животное с длинной прямой шерстью’;
г) ‘дрожь при лихорадке, болезненное ощущение холода’;
д) ‘луковичное растение с острым вкусом и резким запахом’;
е) ‘птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях’;
ж) ‘несправедливо причиненное огорчение, а также чувство, вызванное таким огорчением’;
з) ‘крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами’;
и) ‘содействие кому-нибудь в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь’;
к) ‘последовательность и твердость в осуществлении чего-нибудь’.

6. Какие прагматические компоненты могут входить в семантическую структуру значения? Распределите следующие слова по группам: а) эмоционально-оценочный компонент отсутствует; б) денотативно-сигнификативный компонент доминирует над эмоционально-оценочным; в) эмоционально-оценочный компонент доминирует над денотативно-сигнификативным; г) представлен только эмоционально-оценочный компонент.
Ждать, гадость, умница, карманник, жасмин, идиот, праздник, лекция, талант, негодяй, выздороветь, свинья (о человеке), будильник, обаяние, остановка, дрянь.

7. Дайте определение коннотации. Назовите критерии наличия у слова коннотаций. Докажите, что в русском языке у слова медведь есть коннотация неуклюжести, а у слова петух – коннотация задиристости. Сколько критериев из пяти возможных «работают» в данных случаях?

8. Охарактеризуйте коннотации, представленные в следующих фрагментах из прозы В. Токаревой. Какие из этих коннотаций являются индивидуально-авторскими?
1. Она протянула мне раскрытую ладонь, и я вложил туда свою руку. Я дал ей лапу, как собака, и так же посмотрел на нее. Она не приняла мой взгляд. Не взяла меня в собаки и не пошла в хозяйки.
2. Мы сбежали на набережную и пошли вдоль моря. На лавочках, разложив свои формы, сидели отдыхающие. Мы шли мимо них пружинистым шагом, чувствовали заряд душевной и мышечной бодрости и думали: «Эх вы, индюки!»
3. На дверях ресторана висела табличка «Свободных мест нет». Желающие вкусить от сладкой жизни жались озябшей стайкой и, как зайцы, засматривали через стеклянную дверь.
4. Светлана состояла из двух Светлан. Одна – школьная, серая, пыльная, как мельничная мышь. Другая – яркая, победная, как фейерверк.
5. Моя Машка – ландыш среди зеленой травы жизни, и рано срывать этот цветок, тем более что ландыши занесены сейчас в Красную книгу. И любому, кто нагнется за моим цветком, мне очень хочется оборвать руки, а заодно и голову.

9. Известный российский ученый М.Н. Эпштейн в своей книге «Природа, мир, тайник вселенной…», опираясь на фольклорные и поэтические тексты, описывает основные характеристики деревьев в русской языковой картине мира. Проанализируйте фрагменты из данного исследования и выделите коннотации, свойственные для русских лексем, обозначающих деревья. Какие из этих коннотаций, на ваш взгляд, актуальны для современного языкового сознания?
Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.
В отличие от дуба клен и тополь не имеют определенного, сформулированного образного ядра в русской поэзии. … Можно приблизительно определить то общее направление, в котором создается поэтическая образность клена и тополя. Если дуб – представитель кряжистой жизненной мощи, своего рода царь и мужик среди деревьев, то клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, тополь – тонкий, стройный, аристократически изящный и подтянутый рыцарь.
Клен выделяется среди других деревьев своей круглой кроной, похожей на копну волос или на зимнюю барашковую шапку, отсюда и основной мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился метафорический образ дерева. … Другой устойчивый образный мотив, связанный с кленом, – зубчатость его листьев, отдаленно напоминающих форму сердца, что делает клен как бы покровителем любви. … С кленом нередко соединятся понятие целомудрия, чистоты. У Фета клен назван «девственным», у Блока – «свежим», у Пастернака – «и не соринки в новых кленах…».
… в стихотворении «Родина» Лермонтов закрепляет за березой более общий смысл – одного из символов всей России. Именно в таком качестве – как «русское дерево» – и начинает восприниматься береза по мере развития национального самосознания. … У многих поэтов береза с ее склоненными ветвями, названная «плакучей», олицетворяет горечь и страдание. … Если бы береза выступала только в плакучем облике, она мало отличалась бы от ивы. Но в березе есть и другая эмоциональная и символическая значимость – весенняя, ликующая. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом» (подобно тому, как ель – «декабрьским», «новогодним»): вокруг березы… водили хороводы, наряжали ее разноцветными лентами.
У ивы как поэтического образа много сходного с березой: и ту и другую называют «плакучей»… Но образ ивы более однозначен, лишен той уравновешивающей светлости, весенней ликующей женственности, которая есть в березе, он более однотонен, меланхоличен, однако порой приобретает большую глубину. … Уже в строках В. Жуковского наметилось многое из того, что в дальнейшем определит поэтический образ ивы: гибкость, трепетность, дремотность, задумчивость, горестность, склоненность. Такое значение ивы по традиции восходит еще к европейской поэзии средних веков, а затем возрождения. Самая «знаменитая» ива в мировой литературе та, про которую поет Дездемона, предчувствуя свою кончину… Ива – аллегория несчастной девушки, покинутой возлюбленным…. Ива в русской поэзии обозначает не только любовную, но и всякую разлуку, горе матерей, расстающихся со своими сыновьями. В облике ивы есть что-то материнское – серебристые пряди, недаром иву зовут «седою».
Если береза сочетает в себе грусть и радость, скорбную пониклость и праздничную приподнятость, ива же преимущественно воплощает первый ряд этих свойств, то рябина – второй: буйство красок, озорство, удалое веселье… Это самое яркое из деревьев, пылающее всеми оттенками багряного цвета. Вместе с тем в рябине угадывается та горечь и грусть, которые вообще неотделимы от русской природы. Часто красные ягоды рябины, ассоциируясь с кровью, жертвой, страданием, передают не меланхолию, а дерзость, вызов, неистовство, бушевание. … Если береза воплощает застенчивость, простоту, неяркость русской природы, то рябина – ее огневое начало. …
Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя. Сосны и если представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. …
Наряду с общими признаками у сосны и ели отмечаются и совершенно разные поэтические свойства и значения.
Сосна выделяется стройностью и высотой, которая позволяет ей «собеседовать» с ветром. Один из самых устойчивых поэтических мотивов – сосны, раскачиваемые ветром наподобие колоколов, отчего по всему лесу идет звон. Действительно, в переплесках хвои на ветру слышится не просто шум, но какие-то звонкие переливы. …
Если с елями чаще связаны представления о глухомани, тесном, замкнутом пространстве, то сосны ассоциируются с вольной стихией моря и ветра. … Кроны сосен столь высоки, что между стволами легко умещается даль, входящая как бы в объем самого соснового леса, – и оттого за деревьями все время мерещится какой-то бескрайний, похожий на море простор – сосны скрывают низкие земные строения и распахивают ширь и высь.
Если стройные сосны выпрямляют все окружающее пространство, то ели своей мохнатостью искривляют его, вызывают мысли о нечистой силе, живущей на отшибе, в глухомани… Разлапистые пушистые, взлохмаченные ели кажутся воплощением темных, спутанных зарослей души, выражением бредового, дремучего состояния мира.
Однако у ели наряду с этим «демоническим» значением есть и прямо противоположное. Широкие еловые ветви, поперечные стволу, напоминают крест, что влечет за собой череду поэтических образов… Фигура креста придает ели значение жертвенности – это особенно проявляется в новогоднем обряде, когда елка не только своим очертанием напоминает крест, но и сама по традиции ставится на крест, как бы распинаясь на нем, принося себя в жертву счастью Нового года. … Хоровод, который водят вокруг елки, – знак почитания в ней вечного дерева жизни, озаряющего мир своим светом, оделяющего людей своими плодами, вечно зеленеющего. Елка посреди комнаты – как неопалимая купина, куст горящий и несгорающий. Граница между двумя временами, отмечающая новогодье, – это как бы способ задержаться вне времени, впустить вечное в свою повседневную жизнь. В этом сущность праздника – прерывается ход времени, воцаряется вечность, «здесь» и «сейчас».