Тема 2. Типы знаков и знаковых систем. Свойства языкового знака

ТЕМА 2. ТИПЫ ЗНАКОВ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ.
СВОЙСТВА ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА

1. Перечислите основания классификации знаков.

2. Приведите примеры знаков следующих разновидностей:
а) визуальный знак естественного языка;
б) аудиальный знак биосемиотики;
в) тактильный поведенческий знак;
г) аудиальный знак естественного языка;
д) обонятельный знак биосемиотики;
е) визуальный знак искусственной знаковой системы.

3. Приведите примеры знаков следующих разновидностей:
а) индексальный знак дорожного движения;
б) иконический знак на географической карте;
в) символический знак естественного языка;
г) индексальный знак естественного языка;
д) иконический знак в компьютерном меню (например, в редакторе Word);
е) символический знак дорожного движения.

4. Поясните тезис Ч. Пирса об относительности разделения знаков на иконы, индексы и символы. Приведите примеры знаков, которые сочетают в себе признаки различных типов.

5. Прочитайте фрагмент книги Н.Б. Мечковской «Семиотика» (текст 2) и ответьте на следующие вопросы.
1. Что понимается под ступенями семиозиса?
2. Приведите примеры, когда знаки одного и того же типа (т.е. знаки–индексы или знаки-иконы) различаются по степени условности.
3. Почему знаки-индексы и знаки-символы рассматриваются как полярно противоположные семиотические сущности?

6. В неформальном общении членов сети ФИДО использовались специфические «смайлики», служащие для передачи эмоций пишущего. Попробуйте определить, что значат следующие «смайлики», и проанализируйте их с семиотической точки зрения. Можно ли считать приведенные знаки «чистыми» иконами?
1. :-) 2. :-> 3. :*) 4. :-О 5. :-Е 6. :-/ 7. :-Р 8. %-) 9. :-* 10. ;-) 11. 8-)

7. Прочитайте фрагмент работы Р. Якобсона «В поисках сущности языка» (текст 3). Объясните различие между иконами-образами и иконами-диаграммами (по Р. Якобсону). Приведите примеры икон-диаграмм в языке.

8. Определите тип знака по связи плана выражения и плана содержания:
а) знак ◐ на географической карте обозначает месторождение золота;
б) медведь трется о стволы деревьев, оставляя на них клочки шерсти, с целью пометить территорию;
в) над постелью больного висит график температуры;
г) дорожные рабочие надевают ярко-оранжевые жилеты;
д) в компьютерном меню знак = соответствует опции «сохранить»;
е) по окончании спектакля зрители аплодируют;
ж) в учебнике на определенной странице лежит закладка.

9. В известном исследовании Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» анализируются два типа магии: имитативная, или гомеопатическая (основанная на сходстве, т.е. имеющая иконическую природу), и контагиозная (основанная на смежности, т.е. имеющая индексальную природу). Определите, в каких из приведенных примеров представлены имитативная и контагиозная разновидности магии (или, возможно, их сочетание).
1. Мадагаскарским воинам запрещалось есть колено быка, чтобы не стать, как это свойственно быку, слабым в коленях и неспособным участвовать в походах; им также запрещалось пробовать мясо дикобраза, так как это животное обладает робким нравом, о чем свидетельствует его склонность сворачиваться в клубок, когда его потревожат.
2. Когда морские даяки из Саравака уходят на войну, поведение оставшихся дома женщин подчиняется тщательно разработанному кодексу правил. Женщины должны вставать очень рано и сразу открывать окна, иначе их отсутствующие мужья проснутся слишком поздно. Днем женщины не должны спать или дремать, чтобы дремота не одолела мужчин во время похода. Комнаты должны содержаться в идеальной чистоте и все вещи прислонены к стенам, так как если о них кто-нибудь споткнется, то мужья упадут и окажутся в руках врага. После каждой еды у женщин в горшках должно оставаться немного риса, чтобы мужчины не голодали. Женщины не должны закрывать свои лица, иначе мужчины заблудятся в высокой траве или в джунглях. Они также не должны шить иглой, чтобы мужчины не наступили на шипы, разбросанные врагами на их пути.
3. Если в Меланезии друзья мужчины овладевают ранившей его стрелой, они держат ее в сыром месте или заворачивают в прохладные листья; в таком случае, как они считают, воспаление от раны будет небольшим и скоро пройдет. Тем временем выпустивший стрелу враг, напротив, прилагает усилия к тому, чтобы сделать рану более тяжелой и болезненной; с этой целью он держит лук, из которого была выпущена стрела, рядом с огнем.
4. В одной из областей Индии запрещается вертеть веретено, когда вожди деревень собираются на совет: при нарушении этого запрета обсуждение вопроса, подобно веретену, будет вращаться по кругу до бесконечности.
5. Туземцы в Юго-Восточной Австралии верят, что они могут, положив в отпечатки ног острые куски кварца, стекла, кости или древесного угля, сделать человека, оставившего следы, хромым. Охотники племени эвэ из Западной Африки используют тот же прием во время охоты: они протыкают следы дичи острой палкой, веря, что это нанесет животным увечья и позволит их догнать.
6. На острове Суматра женщины, сеющие рис, распускают волосы: считается, что рис в таком случае разрастется длинным и густым.
7. Воины из племени бечуанов носят в качестве талисманов шкурку хорька, так как этот очень живучий зверек может сделать столь же жизнестойким и воина. Южноафриканские воины, которые хотят стать более проворными и легко уклоняться от вражеского копья, вплетают в волосы пучки крысиной шерсти, ибо крыса известна способностью ловко уклоняться от брошенного в нее предмета.
8. Когда лаосский охотник уходит охотиться на слона, он предупреждает свою жену, чтобы она в его отсутствие не стригла волосы и не умащивала тело маслом: в первом случае слон разорвет сеть, во втором – проскользнет через нее.

10. Прочитайте фрагмент работы Ф. де Соссюра (текст 4) и объясните, как Ф. де Соссюр интерпретирует произвольность языкового знака.

11. Выделите среди следующих слов знаки-иконы (отметьте разновидность), знаки-индексы и знаки-символы.
Этот, город – города, шуршать, морковь, тик-так, шар, зеленый, зудеть, сильный – сильнейший, туда, погода, вчера, сейчас, ты.