Раздел 3.2. Обучение иноязычной диалогической речи
Учебно-методические задания
Задание 1. Проанализируйте представленный диалог-образец. Определите, какие психологические и лингвистические характеристики учтены в нем?
Задание 2. Какой из механизмов диалогической речи – репродукция, выбор или конструирование, является ведущим и почему? Составьте 2-3 инструкции к упражнениям по его формированию.
Задание 3. Какие разновидности диалога чаще всего встречаются в реальном общении? Какие факторы следует учитывать в процессе обучения данным разновидностям диалога?
Задание 4. Сможет ли учащийся вести диалог/полилог, если он заучит ряд готовых реплик для различных ситуаций общения? С какой характеристикой диалогической речи это связано? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Ознакомьтесь с фрагментом урока по обучению диалогической речи (англ яз) на основе ситуации “What food do you prefer?” в 3-ем классе гимназии.
• Измените упражнения, используемые на этапе овладения диалогическими единствами, дополнив их инструкциями, позволяющими начать разговор, выразить интерес к собеседнику, вежливо переспросить.
• Предложите свой вариант комплекса упражнений на этапе овладения учащимися отдельными диалогическими единствами.
• Составьте свой план-конспект аналогичного урока по обучению диалогической речи на основе диалога-образца.
Задание 6. а) Проанализируйте последовательность действий в предлагаемой Серии упражнений по обучению диалогической речи.
б) Определите, какой схеме (№1, №2, №3) они соответствуют:
• Схема 1: на основе поэтапного овладения диалогическими единствами;
• Схема 2: на основе диалога-образца;
• Схема 3: с использованием ролевой игры.
Задание 7. Просмотрите видеофрагмент Teaching Function– Finding an Apartment по обучению диалогической речи с использованием ролевой игры:
а) Определите, какой принцип коммуникативного подхода является основополагающим на данном уроке.
б) Проанализируйте режимы взаимодействия учащихся.
в) Соотнесите содержание видеофрагмента с этапами проведения ролевой игры.
г) Предложите дополнительные приёмы коммуникативного обучения для каждого этапа ролевой игры.
Задание 8. Раскройте сущность предлагаемого приёма обучения диалогической речи, посмотрев следующий видеоролик TESOL – TEFL training – A Communication Task.
а) Обратите внимание на месторасположение учителя, учащихся, мебели в классе. Насколько это значимо в контексте обучения диалогической форме общения?
б) Чем вызвано отсутствие опор в ходе обучения?
в) Когда исправлялись ошибки учащихся: в процессе или по завершении высказывания? Какие приёмы коррекции ошибок использовал учитель? Предложите 2-3 альтернативных приёма.
Задание 9. Просмотрите видеоурок по теме “An Interview With an Author” в 8 классе УОСО и проанализируйте:
• Насколько методически оправданным является выбор пути обучения диалогической речи с использованием ролевой игры?
• Какие дополнительные приёмы обучения использовал учитель с целью совершенствования навыков диалогической речи?
• Какие опоры в обучении диалогической речи были предусмотрены? Определите назначение каждой из них.
• С какой целью в ходе урока был использован музыкальный фрагмент?
• Обучение каким видам речевой деятельности помимо диалогической речи осуществлялось на уроке и чем это обусловлено?
Оцените:
• Эффективность использования презентации Microsoft PowerPoint.
• Активность всех учащихся и каждого в отдельности.