Методика преподавания иностранных языков

Раздел 3.2. Обучение иноязычной диалогической речи

Учебно-методические задания

Задание 1. Проанализируйте представленный диалог-образец. Определите, какие психологические и лингвистические характеристики учтены в нем?

Задание 2. Какой из механизмов диалогической речи – репродукция, выбор или конструирование, является ведущим и почему? Составьте 2-3 инструкции к упражнениям по его формированию.

Задание 3. Какие разновидности диалога чаще всего встречаются в реальном общении? Какие факторы следует учитывать в процессе обучения данным разновидностям диалога?

Задание 4. Сможет ли учащийся вести диалог/полилог, если он заучит ряд готовых реплик для различных ситуаций общения? С какой характеристикой диалогической речи это связано? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5. Ознакомьтесь с фрагментом урока по обучению диалогической речи (англ яз) на основе ситуации “What food do you prefer?” в 3-ем классе гимназии.

• Измените упражнения, используемые на этапе овладения диалогическими единствами, дополнив их инструкциями, позволяющими начать разговор, выразить интерес к собеседнику, вежливо переспросить.

• Предложите свой вариант комплекса упражнений на этапе овладения учащимися отдельными диалогическими единствами.

• Составьте свой план-конспект аналогичного урока по обучению диалогической речи на основе диалога-образца.

Задание 6. а) Проанализируйте последовательность действий в предлагаемой Серии упражнений по обучению диалогической речи.

б) Определите, какой схеме (№1, №2, №3) они соответствуют:

• Схема 1: на основе поэтапного овладения диалогическими единствами;

• Схема 2: на основе диалога-образца;

• Схема 3: с использованием ролевой игры.

Задание 7. Просмотрите видеофрагмент Teaching Function– Finding an Apartment по обучению диалогической речи с использованием ролевой игры:

а) Определите, какой принцип коммуникативного подхода является основополагающим на данном уроке.

б) Проанализируйте режимы взаимодействия учащихся.

в) Соотнесите содержание видеофрагмента с этапами проведения ролевой игры.

г) Предложите дополнительные приёмы коммуникативного обучения для каждого этапа ролевой игры.

Задание 8. Раскройте сущность предлагаемого приёма обучения диалогической речи, посмотрев следующий видеоролик TESOL – TEFL training – A Communication Task.

а) Обратите внимание на месторасположение учителя, учащихся, мебели в классе. Насколько это значимо в контексте обучения диалогической форме общения?

б) Чем вызвано отсутствие опор в ходе обучения?

в) Когда исправлялись ошибки учащихся: в процессе или по завершении высказывания? Какие приёмы коррекции ошибок использовал учитель? Предложите 2-3 альтернативных приёма.

Задание 9. Просмотрите видеоурок по теме “An Interview With an Author” в 8 классе УОСО и проанализируйте:

• Насколько методически оправданным является выбор пути обучения диалогической речи с использованием ролевой игры?

• Какие дополнительные приёмы обучения использовал учитель с целью совершенствования навыков диалогической речи?

• Какие опоры в обучении диалогической речи были предусмотрены? Определите назначение каждой из них.

• С какой целью в ходе урока был использован музыкальный фрагмент?

• Обучение каким видам речевой деятельности помимо диалогической речи осуществлялось на уроке и чем это обусловлено?

Оцените:

• Эффективность использования презентации Microsoft PowerPoint.

• Активность всех учащихся и каждого в отдельности.

В раздел