Раздел 3.5. Обучение иноязычному письму и письменной речи
Опорный конспект
Целью обучения иноязычной письменной речи (ПР) является формирование у учащихся УОСО письменной коммуникативной компетенции, которая предполагает формирование способности пользоваться иноязычной ПР в целях межкультурного общения, познания и самообразования. Задачи обучения ПР состоят в том, чтобы сформировать у учащихся навыки и умения употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого (ИЯ); строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической, грамматической нормативностью; пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации; логично и последовательно излагать свои мысли на ИЯ в процессе письменной коммуникации, соблюдая развернутость, точность и определенность письменного высказывания;
В методической литературе различают письмо и письменную речь.
Овладение письмом предполагает формирование техники письма. В обучении письму на ИЯ выделяют 2 этапа:
1) овладение графикой и орфографией на основе прорабатываемого устно материала;
2) усвоение структурных моделей предложений, свойственных устной и письменной формам общения, комбинирование их в речи.
Для обучения графике и орфографии изучаемого языка используются различные упражнения и игры.
Для правильного языкового оформления письменного высказывания у учащихся должен быть сформирован ряд действий, которые включают выбор, сопоставление, противопоставление, дифференциацию, составление целого из частей, комбинирование, замену, построение по аналогии и др.
Для развития умений ПР эффективно использование разнообразных приемов и заданий.
В обучении учащихся иноязычной ПР используют следующие подходы: текстоцентрический, процессуальный, жанровый, процессуально-жанровый.
Согласно текстоцентрическому подходу продуктом ПР является текст. Организация обучения данному виду речевой деятельности включает в себя знакомство учащихся с текстом-образцом. Затем они проводят различные виды анализа текста в зависимости от дидактической задачи (смысловой, композиционной, языковой или стилистической). Далее учащиеся создают под руководством учителя высказывания по аналогии со структурными единицами в тексте-образце. В конечном результате обучаемые пишут свой текст в строгом соответствии с представленным образцом. Учитель исправляет ошибки, контролирует соблюдение структуры текста, его соответствия теме.
В основе процессуального подхода находится творческий процесс рече-порождения в письменной форме. Обучение ПР, опирающееся на психолин-гвистическую модель порождения письменных высказываний, включает 3 этапа:
1) подготовительный этап, суть которого сводится к планированию содержания письменного сообщения;
2) написание письменного текста (сообщения);
3) редактирование созданного письменного текста.
На подготовительном этапе учащиеся определяют цель написания текста и адресата, выявляют содержание и структурные схемы его реализации; отбирают средства и способы формирования и формулирования мысли. В ходе написания текста учащиеся структурируют сообщения по формальным характеристикам текста: написание вступления, основной части и заключения. На этапе редакти-рования учащиеся возвращаются к предыдущим этапам работы. Благодаря эффективному редактированию текст обретает полноту, композиционную стройность, языковую правильность. Оно проводится индивидуально, в парах, в группах, с участием учителя или самостоятельно.
Согласно жанровому подходу, учащиеся смогут лучше справиться с написанием текстов, если они изучат особенности различных типов (жанров) текста. Например, данный подход включает в себя 3 этапа работы:
1) учащимся предлагается образец текста определенного жанра;
2) учитель составляет текст совместно с учеником;
3) каждый ученик самостоятельно составляет текст.
Учащимся на этапе представления образца предлагаются, как правило, для анализа аутентичные тексты. Стилистические и лингвистические особенности жанра даются учащимся при изучении текста-образца.
В процессуально-жанровом подходе учащиеся устанавливают связи между целями написания текста, структурой и особенностями текста опреде-ленного типа (жанра). Учащиеся изучают как особенности типа (жанра) текста, так и сам процесс его написания.
Процесс создания письменного текста включает 6 этапов:
1) подготовительный этап;
2) этап моделирования текста;
3) планирование;
4) совместное создание текста учащимся и учителем;
5) самостоятельное написание текста;
6) редактирование.
На подготовительном этапе учитель представляет ситуацию, требующую написания текста, совместно с учащимися, определяет его жанр. В ходе обсуждения учащиеся активизируют имеющуюся у них информацию. Далее совместно с учителем учащиеся определяют формат письменного текста. На этапе моделирования (представления) письменного текста учитель знакомит учащихся с особенностями типа (жанра) текста, ставит перед учащимися задачу – определить цель написания текста и адресата. Учитель и учащиеся обсуждают структуру будущего письменного текста и то, как этот текст может помочь в достижении поставленной цели. На этапе планирования активизируются знания учащихся по теме будущего текста, проводится мозговой штурм с целью выработки идей. Учитель должен мотивировать учащихся к написанию письменного произведения с опорой на их личный опыт. Обучение письму направлено на выработку умения излагать мысли в письменной форме с использованием изучаемого материала; письмо используется для формирования языковых знаний и навыков.