Методика преподавания иностранных языков

Раздел 2.3. Обучение иноязычной грамматике

Опорный конспект

В современном образовательном стандарте по иностранным языкам для учреждений общего среднего образования овладение грамматикой является одной из задач формирования языковой компетенции как неотъемлемой составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

Правильное грамматическое оформление иноязычной речи во многом определяет успешность иноязычного общения. В процессе обучения иноязычной грамматике у учащихся необходимо сформировать речевые грамматические навыки и рецептивные грамматические навыки.

В обучении грамматике используются разные подходы: структурный, функциональный, структурно-функциональный, коммуникативный, коммуника-тивно-когнитивный и др.

В структурном подходе целью является доведение употребления грамматических структур (представленных в виде речевых образцов) до автоматизма и выделяются следующие этапы работы:

• восприятие речевых образцов на слух;

• хоровое и индивидуальное проговаривание образцов;

• вопросно-ответные упражнения с использованием отрабатываемых структур;

• отработка структур в новом лексическом наполнении;

• трансформация и расширение структур;

• свободное ситуативное употребление структур в устной речи.

В функциональном подходе и структурно-функциональном подходе основное внимание уделяется овладению учащимися грамматическими явлениями в соответствии с коммуникативными функциями (просьба, согласие, возражение и др.), которые отражают коммуникативное намерение говорящего в разных ситуациях общения.

Для коммуникативного подхода характерны следующие особенности работы с новыми грамматическими явлениями:

• учитель мотивирует учащихся на употребление нового грамматического явления (например: сегодня вы научитесь говорить на иностранном языке о своих планах);

• грамматическое явление предъявляется в связном контексте (например, в рассказе, микродиалоге, ритмическом стихотворении, с помощью ситуативной картинки и т.п.);

• тренировочные упражнения всегда предваряются коммуникативной задачей и носят условно-речевой характер;

• тренировка осуществляется в следующей последовательности: имитация, подстановка, трансформация, репродукция.

В коммуникативном подходе широко используются такие приемы, как создание различий в степени информированности собеседников, ранжирование фактов и явлений, коммуникативная игра, мозаичные головоломки и т.п.

Введение нового грамматического материала может осуществляться индуктивным путем или дедуктивным путем.

Индуктивный путь предполагает следующую последовательность действий:

• предъявление нового грамматического явления в контексте;

• анализ грамматических явлений в разных коммуникативных ситуациях;

• самостоятельное формулирование правила учащимися и сопоставление его с правилом в учебном пособии.

Дедуктивный путь предполагает следующую последовательность действий:

• предъявление правила;

• предъявление и анализ речевых образцов, иллюстрирующих правило.

Выделяют три основных этапа формирования грамматических навыков:

1) введение и первичное закрепление;

2) тренировка;

3) применение.

Этап введения и первичного закрепления.

Целью этого этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть особенности значения, употребления и формы грамматического явления, обеспечить контроль его понимания учащимися и первичное закрепление.

Тренировка грамматического материала.

Формирование речевых грамматических навыков предполагает: 1) точное воспроизведение изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и 2) развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Используются как условно-речевые, так и языковые упражнения, в том числе игрового характера.

Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или контрастном грамматическом материале.

Например.

1. Повторите речевой образец за диктором / учителем.

2. Скажите, что вы будете / не будете делать то же самое.

Дифференцировочные упражнения предназначены для выявления различий между новыми и ранее изученными грамматическими явлениями.

Например.

1. Выберите из предложенных предложений те, которые описывают ситуацию на картинке.

Подстановочные упражнения могут выполняться на материале отдельных предложений или на основе подстановочной таблицы.

Например.

1. Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.

2. Скажите, что вы умеете/не умеете делать, используя образец.

Трансформационные упражнения дают возможность выразить грамматическое значение разными формами, осуществлять замену, расширение исходного речевого образца.

Например.

1. Выразите ту же мысль иначе.

2. Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.

Репродуктивные упражнения предполагают относительно самостоятельное высказывание по предложенной коммуникативной задаче, с использованием данного грамматического явления.

Этап применения.

Используются упражнения, в которых активизируемое грамматическое явление нужно употребить без помощи вербальных/ невербальных опор в соответствии с коммуникативной задачей. Стимулом к высказыванию может быть видеофрагмент, разговорный текст, проблема, печатный текст, аудиоподкаст и т.п.

Например.

1. Прокомментируйте действия персонажей видеофрагмента.

2. Узнайте у своих одноклассников, что они собираются делать летом.

Ознакомление с рецептивным грамматическим минимумом должно отвечать следующим методическим требованиям:

- объяснение рецептивного грамматического материала следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, имитируя коммуникативный процесс чтения/аудирования;

- все необходимые значения той или иной грамматической формы (если она многозначна) сообщаются сразу, поскольку учащиеся могут встретиться с любыми из них; они должны научиться соотносить их с данной формой;

- следует сразу же противопоставить новую грамматическую форму другим омонимичным формам, при этом нужно давать указания о том, как определить ее значение и отличить от других;

- все объяснения должны строиться с опорой на текст: формирование навыка распознавания грамматических явлений будет проходить успешно, если учащимся последовательно будут предъявлять:

1) контекст только с новым явлением;

2) контекст с включением двух явлений, внешне сходных по форме, но разных по содержанию;

3) контекст, где различению подлежат несколько грамматических форм.

Рецептивный грамматический материал может сообщаться:

- с помощью правил;

- путем привлечения алгоритмов;

- в виде моделей;

- в виде словоформы.

Например:

1. Объясните употребление грамматических форм.

2. Выберите подходящую форму из предложенных.

3. Выпишите предложения с изучаемым грамматическим явлением.

Тренировка рецептивных грамматических явлений осуществляется в процессе чтения и понимания речи на слух. Используются комплекс дифференцировочных, подстановочных и трансформационных упражнений.

В раздел В УМЗ