Методика преподавания иностранных языков

Раздел 1.1. Теоретические основы методики преподавания иностранных языков

Опорный конспект

Как самостоятельная наука методика преподавания иностранных языков (ИЯ) оформилась около двух столетий назад. У методики как науки имелось немало оппонентов, которые считали ее «прикладной отраслью, техническим приложением общего языкознания» (Л.В. Щерба) или «прикладной областью психологии» (Б.В. Беляев). Это было обусловлено рядом факторов. Прежде всего, методика обучения ИЯ возникла на стыке многих наук (психологии, лингвистики, педагогики, культурологии и др.), поэтому считалось, что она не обладает собственными закономерностями, а заимствует их из других дисциплин (см. «Связь методики преподавания иностранных языков с другими науками»)

Термин «методика» имеет двоякое значение: 1) «совокупность приемов», т.е. «техника обучения», например, «методика работы с текстом» и 2) методика как теория и практика обучения и воспитания, т. е. наука. Последняя есть «система знаний о закономерностях процесса обучения иностранному языку и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации» (Е.И. Пассов).

Методика обучения ИЯ бывает общая и частная. Общая методика описывает закономерности обучения ИЯ вне зависимости от особенностей конкретного ИЯ и родного языка учащихся. Частные методики освещают проблемы преподавания ИЯ в соответствии с конкретными особенностями изучаемого языка и родного языка учащихся.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект исследования методики – это процесс обучения ИЯ и культуре стан изучаемого языка, а точнее, процесс передачи знаний об иностранном языке, формирование навыков и развитие речевых умений. Иными словами, объектами методики являются реальные явления учебного процесса, выступающие в материальном виде.

Предмет исследования методики – это накопленные об объекте знания и закономерности процесса обучения ИЯ, познание которых идет по 4-м каналам (4 основных компонента предмета):

1.Цель обучения, т.е. зачем учить.

2.Объект обучения, т.е. кого учить.

3.Содержание обучения, т.е. чему учить.

4.Методы, принципы, приемы, способы обучения, т.е. как учить (см. «Предмет методики»).

Основными целями методики преподавания ИЯ являются:

-формирование у будущего учителя необходимой теоретической базы, включающей методические знания из смежных с методикой наук, о методах и формах профессиональной деятельности учителя ИЯ;

-ознакомление с современными походами, методами, технологиями обучения ИЯ;

-развитие профессионально-методического мышления и собственно методических умений.

Содержанием методики преподавания ИЯ является совокупность того, что студент должен освоить в процессе обучения: усвоение понятий, приобретение знаний, формирование методических навыков и развитие всех групп методических умений, обеспечивающих методическую профес-сиональную компетенцию. В содержание входят средства обучения (учебные пособия, видеоматериалы и пр.).

Методика как наука имеет свои категории: метод, методический принцип, методический прием, способ, средство обучения, методы исследования.

Метод – термин многозначный и по-разному трактуется в дидактике и методике. Метод есть система функционально взаимообусловленных принципов, направленных на достижение конкретных целей и определяющих содержание обучения, а также пути способы достижения целей (например, сознательно-сопоставительный, коммуникативный, интенсивные методы).

Методический принцип – это исходное положение, обусловливающее стратегию обучения ИЯ, это центральное понятие методики, так как, с одной стороны, определенный их набор составляет метод обучения, с другой стороны, каждый принцип определяет какие-то частные приемы и способы обучения (принципы коммуникативного метода: речемыслительной активности, ситуативности, функциональности, индивидуализации, новизны).

Прием – это действия, подлежащие выполнению в определенной последовательности и требующие от ученика осуществления определенных умственных операций (например, ролевая игра, составление ассоциограммы и др.).

Способ обучения – одна из возможных психологических операций совершения учебного действия учащимся, (например, способы семантизации, контроля).

Средства обучения – это «комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью учителя по обучению ИЯ и деятельностью учащихся по овладению языком» (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин) К основным средствам обучения относится учебно-методический комплекс (УМК), включающий пособие для ученика, книгу для учителя, книгу для чтения, рабочую тетрадь, аудиозаписи, аудиовизуальные средства; к вспомогательным средствам относятся: сборник тестов и контрольных заданий, культуроведческие пособия, средства новых информационных технологий.

Методы исследования в методике как науке.

Применительно к обучению ИЯ методы исследования – это способы изучения образовательного процесса с целью повышения его эффективности (Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин).

Различают основные (теоретический анализ литературы по методике и смежным наукам, обобщение опыта обучения, научное наблюдение, эксперимент, опытное обучение, пробное обучение) и вспомогательные методы исследования: анкетирование, тестирование, беседа, статистический анализ результатов исследования, метод компетентных судей.

Теоретический анализ литературы включает три основных этапа: составление библиографии, чтение источников и анализ прочитанной литературы. Этот метод исследования требует определенных навыков работы с литературой по методике и смежным наукам: делать выписки, конспектировать, группировать материал в соответствии с планом работы. Главная цель этого метода исследования заключается в отборе научных данных по теме, определении достижений, анализе различных точек зрения на исследуемую проблему.

Обобщение опыта обучения ИЯ.

Цель любого методического исследования – вскрыть закономерности обучения, а эти общие закономерности можно обнаружить лишь тогда, если наблюдать и анализировать многократные случаи зависимости результатов обучения от используемых приемов (Е.И. Пассов). «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (К.Д. Ушинский). Главная задача, стоящая перед исследователем, заключается в определении того рационального зерна, которое объективно существует вне зависимости от личностных характеристик педагога, чей опыт обобщается.

Научное наблюдение

Данный метод исследования может дать научные сведения лишь в том случае, если он используется относительно длительный период времени, а наблюдаемое явление подвергается всестороннему изучению. Наблюдение только тогда представляет научную ценность, когда подчинено определенной цели. Наблюдение сопровождается заполнением таблицы, протокола и т.п. Результаты наблюдения должны не только фиксироваться, но и становиться объектом обсуждения и анализа.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) о методике преподавания ИЯ один из основных методов исследования, который позволяет доказать или опровергнуть выдвинутое научное предположение (гипотезу). К эксперименту предъявляются жесткие требования, выполнение которых обеспечивает научную объективность полученных результатов. В эксперименте главную роль играют четкое установление варьируемых и неварьируемых условий и сопоставительный анализ результатов, полученных в экспериментальных и контрольных группах. Итоги эксперимента проводятся в виде статистического анализа и обобщений.

Пробное обучение – метод исследования, построенный в значительной степени на эрудиции преподавателя и его педагогической интуиции. В ходе пробного обучения преподаватель предпринимает проверку рабочей гипотезы, которая призвана подтвердить или опровергнуть выдвинутое и первично обоснованное предположение, направленное на усовершенствование процесса обучения ИЯ (Э.Г. Азимов. А.Н. Щукин).

Опытное обучение предусматривает проведение массового обучения по предложенной исследователем программе и служит средством внедрения в практику обучения научно обоснованных рекомендаций. Опытное обучение должно охватывать значительно большее количество учебных заведений и учителей, чем пробное обучение.

Анкетирование – это метод получения информации путем анализа ответов на специально подготовленные вопросы. Анкета характеризуется тем, что: 1) точно отвечает цели и характеру исследования; 2) соответствует возрастным особенностям и возможностям испытуемых; 3) может иметь выборочный или конструктивный характер, когда испытуемый сам формулирует свой ответ.

Тестирование (test – испытание, проба) – это метод исследования, в ходе которого замеряют количественно определенные качественные изменения, происходящие в процессе эксперимента или опытного обучения.

Беседа – метод получения информации в результате анализа ответов участников беседы на поставленные вопросы. Беседа, как и анкетирование, дополняет данные, полученные с помощью других методов исследования.

Статистические методы позволяют объективно математически точно оценить результаты экспериментального исследования. Результаты обработки полученных данных могут быть представлены в виде таблицы, диаграммы, гистограммы и т.д.

Анализ компетентных судей – это метод экспертов, к которому прибегают в спорных случаях.

В раздел В УМЗ