Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь
УТВЕРЖДАЮ
Министр образования
Республики
Беларусь
М.А.Журавков
15 февраля 2016г.
КОНЦЕПЦИЯ
ДЕТСКОГО ОТДЫХА И
ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Современная ситуация
требует глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и
оздоровления детей, так как в последние десятилетия образовательный, культурный
и нравственный уровень развития детей претерпел качественные изменения. Многие
семьи в силу различных причин не могут самостоятельно организовать их отдых и
оздоровление.
Изменения в
законодательстве создают условия для совершенствования системы детского отдыха и
оздоровления. Кодекс Республики Беларусь об образовании впервые дал правовое
определение понятий, относящихся к оздоровлению детей и подростков. Данный
документ согласовал вопросы детского отдыха и укрепления здоровья детей,
обучения, воспитания и развития детей, которые являются системообразующими в
реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.
Организацию детского
отдыха и оздоровления сегодня можно рассматривать как один из важнейших
компонентов здоровьесберегающей технологии воспитания, оказывающей влияние не
только на физическое, но и на моральное и психологическое состояние детей.
Вопросы организации
отдыха и оздоровления детей регламентируют: Конституция Республики Беларусь,
Кодекс Республики Беларусь об образовании, Указ Президента Республики Беларусь
28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении
населения», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02 июня 2004
г. № 662 «О некоторых вопросах
организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей», Концепция
санаторно-курортного лечения и оздоровления населения
Республики Беларусь,
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Положение о
воспитательно-оздоровительном учреждении образования, Программа воспитания
детей, нуждающихся в оздоровлении.
В то же время
республиканская нормативно-правовая база не учитывает все изменения в сфере
организации летнего отдыха, произошедшие в последние годы.
Во многих детских
оздоровительных учреждениях недостаточно развита инфраструктура, высока
изношенность основных фондов, качество условий не соответствует уровню,
необходимому для реализации оздоровительных и воспитательных программ.
Недостаточно разработана
общественно-государственная система контроля качества деятельности
оздоровительных лагерей, не разработаны объективные критерии качества
реализуемых программ.
Существует необходимость
выявления педагогических условий эффективной воспитательной работы в
воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в современной
социокультурной среде. В настоящее время
проблема воспитания
в
воспитательнооздоровительных учреждениях образования вышла на первый план
и требует разработки в связи с очевидностью противоречий между: воспроизведением
педагогами воспитательно-оздоровительных учреждений образования традиционного
опыта воспитательной работы и
качественно
новыми
характеристиками
окружающего социокультурного пространства; социокультурным опытом
педагогов и личным
опытом
прибывающих на отдых и
оздоровление детей; существующей на практике
тенденцией к
признанию приоритетности учебного процесса относительно воспитательной
работы и декларированием обратного; недостаточным научно-методическим и
информационным
обеспечением
воспитательной работы педагогов воспитательнооздоровительных учреждений
образования и широким информационным полем современных подростков, обусловленным
интенсивностью развития средств массовой коммуникации; открывшимися
возможностями создания вариативных программ и недостаточным уровнем
квалифицированной профессиональной подготовки педагогов; декларированием
приоритетности организации оздоровления детей и отсутствием четкой научно
обоснованной концепции отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь.
Стратегия развития
системы отдыха и оздоровления детей ориентирована на качественные преобразования
ее центрального звена –воспитательно-оздоровительных
учреждений
образования
и механизмов управления данной системой.
Цель, задачи и основные
принципы Концепции
Концепция базируется на
следующих основных принципах:
межведомственного
взаимодействия
-
создание вертикали
государственно-общественного
управления системой
отдыха и
оздоровления детей, обеспечение согласованности действий органов
государственного
управления,
предприятий,
общественных и
некоммерческих организаций; государственно-общественного
подхода -
обеспечение открытости
системы отдыха и
оздоровления
детей,
участия общественных организаций и общества в целом в организации отдыха
и оздоровления детей,
общественно-государственного контроля
за соблюдением норм и правил безопасности их жизнедеятельности;
интеграции - обеспечение единства образовательной, социальнопедагогической,
оздоровительной,
психологической,
культурнодосуговой деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений
образования; инвестиционного
развития -
обеспечение
привлечения инвестиций
со стороны
государственных и
негосударственных организаций, коммерческих структур; развивающего досуга
- создание условий для раскрытия
индивидуального
потенциала, социальных инициатив детей; учета природных факторов - обеспечение
размещения воспитательно-оздоровительных учреждений и проведения оздоровительных
мероприятий в экологически благополучных районах Республики Беларусь.
Целью Концепции является
совершенствование системы отдыха и оздоровления детей для оптимального
удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально
значимых услугах оздоровления и отдыха.
Основные задачи
Концепции: повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления
детей; совершенствование нормативно-правовой
базы системы отдыха
и оздоровления детей и
структуры управления данной системой; сохранение и развитие инфраструктуры
системы отдыха и оздоровления
детей, создание
условий для
повышения ее
инвестиционной
привлекательности;
развитие теории и
практики работы учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи на основе
инновационных и экспериментальных программ и проектов, обобщения опыта лучших
учреждений; повышение роли научных учреждений в концептуальном,
программно-аналитическом и методическом обеспечении сферы отдыха и оздоровления
детей; выработка единых подходов к содержанию деятельности
учреждений, организующих
отдых и оздоровление детей; совершенствование механизмов кадрового обеспечения
системы отдыха и оздоровления детей путем создания системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров; обеспечение предоставления
безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей с
возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и
профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения;
внедрение прогрессивной прозрачной системы финансирования детского отдыха и
оздоровления с привлечением государственных средств (сертификат на
оздоровление); обеспечение гарантий права детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, на
отдых; целенаправленное развитие различных форм семейного отдыха.
На решение
вышеперечисленных задач направлена Концепция системы отдыха и оздоровления детей
в Республике Беларусь (далее - Концепция).
Основные термины и их
определения, которые используются в Концепции:
воспитательно-оздоровительное учреждение образования – учреждение
образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших высоких
показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей,
нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего
образования, образовательную программу специального образования на уровне общего
среднего образования, образовательную программу
дополнительного
образования детей и молодежи;
образовательно-оздоровительный центр
–
воспитательно-
оздоровительное
учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших
высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей,
нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего
образования, образовательную программу специального образования на уровне общего
среднего образования, образовательную программу дополнительного образования
детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, достигших
высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в
оздоровлении, оказывает содействие оздоровительным лагерям в осуществлении
научно-методического обеспечения образования, научно- методического обеспечения
программ воспитания и расположено на территории, пригодной для организации
оздоровления и отдыха; оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное
учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей,
нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного
образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей,
нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для
организации оздоровления и отдыха;
воспитание —
целенаправленный
процесс
формирования
духовно-нравственной и
эмоционально ценностной сферы личности; воспитательный
процесс
— деятельность
учреждений образования,
иных
организаций,
которым в
соответствии с
законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы
воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания;
смена - период
нахождения
детей
в
воспитательно-
оздоровительном
учреждении, необходимый для освоения содержания ими соответствующих программ
воспитания и образовательных программ; природные лечебные ресурсы – природные
лечебные факторы,
используемые в лечебных
и профилактических целях.
оздоровление – комплекс
мероприятий,
направленных на
повышение
устойчивости
к
физическим,
биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в
целях укрепления здоровья граждан.
Общие положения
Концепции
Настоящая Концепция
основывается на принципах государственной социальной политики в сфере
образования, воспитания и оздоровления. Развитие системы отдыха и оздоровления
детей рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении
детей в Республике Беларусь.
Методологические основы
Концепции.
Концепция, базируясь на
идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного,
деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов, а
также руководствуясь принципами системности и преемственности воспитательной
деятельности и оздоровления, определяет сущность и основные направления отдыха и
оздоровления детей в Республике Беларусь.
Настоящая Концепция
закрепляет в качестве приоритетов в развитии системы летнего отдыха и
оздоровления детей воспитание и оздоровление.
Воспитание является
составляющей частью
отдыха и
оздоровления детей.
Воспитание,
осуществляемое в процессе организации отдыха и оздоровление детей, можно
рассматривать как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых
детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятия
физической культурой, спортом, туризмом, формирование у детей навыков здорового
образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие
творческого потенциала в благоприятной среде при выполнении
санитарно-гигиенических и санитарноэпидемиологических требований.
Целью системы отдыха
и
оздоровления
детей
является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в
качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.
Достижение данной цели
предполагает решение следующих основных задач:
обеспечение единства
процессов сохранения и укрепления
здоровья детей, их
развития и образования; осуществление поддержки системы организации отдыха и
оздоровления детей со стороны органов исполнительной власти Республики Беларусь,
органов местного самоуправления, общественных объединений и частных структур;
стимулирование
развития
новых,
эффективных
форм оздоровления, разработка и внедрение современных технологий и
методов оздоровительной работы; совершенствование ресурсного обеспечения
организаций отдыха и оздоровления детей, укрепление и обновление их материальной
базы, улучшение кадрового потенциала, повышение качества услуг.
Содержание отдыха и
оздоровления детей реализуется в соответствии с Программой воспитания детей,
нуждающихся в оздоровлении, программно-планирующей документацией воспитания,
программами воспитания, утвержденными Министерством образования Республики
Беларусь, а также путем использования ресурса многообразных форм дополнительного
образования детей и молодежи.
Основные требования к
организации системы отдыха и оздоровления детей:
осуществление на уровне,
обеспечивающем его высокое качество
(эффективность
/результативность); соответствие содержания, форм и методов цели и задачам
отдыха
и оздоровления;
системность и единство педагогических требований; реализация концептуальных
подходов к воспитанию; создание условий для развития творческих способностей
детей,
включение их в различные
виды деятельности; преемственность и последовательность реализации содержания
воспитания с учетом особенностей учреждений образования, реализующих Программу
воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, их здоровья, потребностей и
интересов;
включение
вопросов
воспитания в
процессе отдыха и оздоровления в
содержание подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также
дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы
образования.
Основные составляющие
отдыха и оздоровления. Воспитание:
идеологическое воспитание,
определяющееся
приоритетами развития
белорусского
общества
и
являющееся
основой всего
содержания
воспитания,
как неотъемлемый
элемент всех
его направлений; гражданское и
патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской
позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры;
нравственное
воспитание,
направленное на
формирование нравственной культуры,
приобщение
к
общечеловеческим
и национальным ценностям; поликультурное воспитание, направленное на
формирование толерантного
отношения
к
представителям
других
культур,
национальностей,
вероисповеданий и др.; эстетическое воспитание,
направленное на
формирование
эстетического вкуса,
развитие чувства прекрасного; воспитание
психологической
культуры, направленной
на
развитие и саморазвитие
личности;
воспитание культуры
здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа
жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
экологическое воспитание, направленное на формирование
экологической культуры
личности; воспитание
культуры безопасной
жизнедеятельности,
направленное на
формирование безопасного поведения; семейное воспитание,
направленное на
формирование ответственного отношения
к
семье, браку,
воспитанию
детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин
и женщин в современном обществе; трудовое и профессиональное воспитание,
направленное на понимание
труда как
личностной и
социальной ценности,
формирование готовности
к осознанному профессиональному выбору; воспитание культуры быта и досуга,
направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к
материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать
свободное время.
Оздоровление
Комплекс мероприятий,
направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим,
психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления
здоровья:
организация отдыха детей
с учетом соблюдения режима жизнедеятельности, режима питания, оптимального
двигательного
режима и т.п.;
организация сбалансированного питания; гигиенические навыки и правильный образ
жизни;
занятия физической
культурой, спортом, туризмом; обеспечение благоприятной среды, с
учетом выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических
требований; рациональное использование природно-климатических лечебных
факторов для укрепления
здоровья детей.
Условия успешной
реализации Концепции:
целенаправленная
ориентация на актуальные и перспективные
потребности личности,
общества, государства; учет
возрастных
и
индивидуальных особенностей
детей,
запросов их родителей;
внедрение инноваций,
обеспечение
модернизации данной
системы и сертификации
услуг отдыха и оздоровления детей; реализация межведомственного подхода в
организации системы
оздоровления и отдыха
детей; совершенствование ресурсного обеспечения и менеджмента на
всех уровнях системы.
Ожидаемые результаты
реализации Концепции
Реализация Концепции
позволит совершенствовать систему отдыха и оздоровления детей в Республике
Беларусь и создать условия для оптимального удовлетворения потребностей детей и
их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.
Концепция послужит
основанием для разработки государственной целевой программы и региональных
программ развития учреждений отдыха и оздоровления детей, позволяющих
совершенствовать материально-техническую базу, кадровый потенциал
воспитательно-оздоровительных учреждений образования, их научнометодическое
обеспечение; повлечет расширение нормативно-правовой базы сферы оказания услуг
по организации отдыха и оздоровления детей; привлечение инвестиций в сферу
отдыха и оздоровления детей; повышение качества и доступности услуг отдыха и
оздоровления детей; охват детей организованными формами отдыха и оздоровления в
соответствии с существующими потребностями и спросом; повышение качества и
разнообразия программ детского развивающего отдыха; укрепление физического и
нравственного здоровья детей, улучшение их социального благополучия; смещение
приоритетов детского отдыха и оздоровления с лагерей с дневным пребыванием детей
в черте населенного пункта в сторону загородных оздоровительных лагерей с
круглосуточным пребыванием детей; создание системы профессиональной мотивации
специалистов системы отдыха и оздоровления детей; формирование
специализированного информационного ресурса в сети Интернет для организаторов
отдыха и оздоровления детей.