Терминологический словарь
Авторитет (от лат. autoritas — влияние,
власть) — 1. влияние индивида, основанное на занимаемом им положении,
должности; 2. степень доверия человеку, внутреннее признание окружающими за
человеком права на принятие ответственного решения в условиях значимой
совместной деятельности; 3. высокий статус личности в группе, в коллективе.
Ложные родительские авторитеты (А. С. Макаренко): авторитет
доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к
поведению ребенка. В такой семье очень скоро дети начинают командовать
родителями (самый неумный вид авторитета); авторитет дружбы —
стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как равным —
дружеские; в крайних формах в этом случае начинается обратный процесс
— воспитание родителей; авторитет любви— стремление ежеминутно и
повсеместно показывать свою любовь к ребенку и показная демонстрация
любви ребенка к родителям (самый распространенный вид ложного авторитета);
авторитет педантизма — повседневное проявление «бюрократического»
внимания к ребенку. Родитель требует от ребенка безусловного подчинения;
авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом,
действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его
действиям и поступкам. Такой авторитет приучает детей держаться
подальше от жестоких родителей, вызывает детскую ложь и человеческую
трусость, воспитывает жестокость (самый страшный сорт авторитета, хотя и не
самый вредный); авторитет подкупа — послушание достигается путем
подкупа подарками и обещаниями (самый безнравственный вид авторитета);
авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих
детей, встречаясь с ними как начальники; авторитет резонерства
— бесконечные назидания и наставления ребенка. Такие родители считают, что в
поучениях — главная педагогическая мудрость; авторитет
чванства —возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том
числе и дома (особый вид авторитета расстояния, но более вредный) (С.
8*).
Безопасная жизнедеятельность и формирование
здорового образа жизни (ОБЖ –основы безопасной жизнедеятельности) – 1.
Процесс формирования у подрастающего поколения осознания опасности
наркотического, токсического , алкогольно-никотинового отравления организма и
психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия вредным
привычкам; 2. Формирование системы
знаний, умений и навыков безопасного поведения на воде, в лесу, в турпоходах и
др. опасных для жизни, экстремальных ситуациях (пожар, землетрясения,
наводнение, оползни, химическое и др.
травления и т.п. (С. 27*).
Взаимодействие педагогическое - случайный
или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный,
вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов),
имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений,
установок. В. бывает в виде сотрудничества, когда достигается взаимное согласие
и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения,
и в виде соперничества, когда успехи одних стимулируют или тормозят более
продуктивную и целенаправленную деятельность др. участников совместной
деятельности. Гуманистически-ориентированный пед. процесс м. б. только процессом
В.п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные
(равноправные), в меру своих знаний и возможностей, партнеры совместной
деятельности. Основные характеристики В.п.: взаимопонимание, взаимопознание,
взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние. Воспитателю необходимо
понимать, признавать и принимать ребенка. Понимание ребенка - способность постичь смысл действий и
поступков воспитанника, умение взглянуть на мир глазами ребенка. Признание
ребенка - уважительное отношение к правам ребенка, положительная оценка его
уникальности и неповторимости. Принятие ребенка - безусловное
положительное отношение к ребенку, его индивидуальным особенностям независимо от
того, высоких или низких показателей он достиг (С.
33*).
Игра - одна из форм проявления активности
личности, один из видов деятельности. Суть И. состоит в непродуктивной условной
деятельности, мотив к-рой лежит не в ее результатах, а в самом процессе. И.
детская — способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между
ними, направленный на познание окружающей действительности. И. способствует
психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и
нравственному воспитанию детей.
Игра предметная — детская игра с предметами человеческой материальной и
духовной культуры, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению.
Игра ролевая — совместная групповая игра, в к-рой ее участники распределяют,
берут на себя и используют различные соц. роли (матери, отца, воспитателя,
врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.
Игра символическая — игра, в к-рой реальность воспроизводится в виде символов,
знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной, символической форме. Игра
сюжетная — игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни
людей, рассказов, сказок и т. п. (С. 93*).
Импровизация педагогическая — нахождение
учителем неожиданного пед.решения в ходе урока или общения и практически
мгновенное его воплощение. Процесс И.п. состоит из четырех этапов, к-рые
представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый
этап — пед. озарение (инсайт). В ходе урока или воспитательного мероприятия в
ответ на реплику, вопрос,поступок или при объяснении нового материала учитель
получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную
мысль, идею. Второй этап —
мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации.
Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается
интуитивно-логически. Третий этап — публичное воплощение, или реализация, пед.
идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.п.
Четвертый этап: осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед.
идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее
действиям. И.п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на
возникающие задачи (С. 98*).
Климат социально-психологический —
совокупность сложившихся соц.-психол. условий, способствующих или препятствующих
продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе
(коллективе). Признаки благоприятного К.с.-п.: доверие и высокая
требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика,
свободное выражение собственного мнения при обсуждении общих вопросов,
отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права
принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов
коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность
принадлежностью к коллективу и т. п.
(С.124*)
Коллектив (от лат. colletctius —
собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между
собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил
поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности,
единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более
высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков К. относятся
также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость,
выраженность организационной структуры, наличие органов координации
деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К.,
в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами.
Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К.
Функции К.: регулятивная, организационная, консолидационная (объединяющая),
стимулирующая, воспитательная. Идентификация коллективистская —
форма гуманных отношений,возникающая в совместной деятельности, при к-рой
переживания одного из группы даны др. как мотивы поведения, организующие их
собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой
цели и на устранение фрустрирующих (создающих барьеры) воздействий. Интеграция групповая (от
лат. integer — целый) — процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых
отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В процессе
формирования детского коллектива И.г. возникает на третьем этапе его развития,
когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические
отношения. Климат коллектива социально-психологический —
содержательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах.
Функции: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая.
Показатели сформированности: удовлетворенность пребыванием в коллективе,
процессом и результатом; признание авторитета руководителя, сочетающего признаки
формального и неформального лидера; мажорное настроение; сплоченность;
сознательная дисциплина; продуктивность работы. Коллектив детский
воспитательный — I. созданная система коллективистически,
высоконраственно и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и
развитию индивидуальности; 2 детская группа высокого уровня развития, где
межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым
содержанием совместной деятельности. Коллективизм — 1
способность индивида активно откликаться на нужды человека, жить общественными
интересами, продуктивно общаться и взаимодействовать в удовлетворении
потребностей коллектива, общества и собственно личности; принцип воспитания,
утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида.
Способствует воспитанию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к
др. людям. Коллективное мнение (общественное мнение) —
совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его
значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного
коллектива. Появление в детском коллективе способности к формированию К.м.
свидетельствует о высоком уровне развития внутриколлективных отношений и о
превращении группы в коллектив. Коллективистское
самоопределение — психический механизм обретения личностями свободы в
коллективе, когда различные индивидуальные мнения, точки зрения так не
нивелируются механизмами подражания, конформности, внушения и т. п., как в
простой группе, а получают возможность относительно свободного существования.
Сплоченность коллектива — степень единства коллектива,
проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных
отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
Формирование С.к. осуществляется в совместной деятельности (С.
126*).
Коллективное творческое дело (КТД) —
основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, к-рую адаптировал
к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из
Санкт-Петербурга И.П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная
воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;
организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом
на благо собственного коллектива, др. коллективов и др. людей — имела
гуманистическую и альтруист-скую цель; чтобы на добровольных началах, с
интересом и желанием могли включаться в его реализацию все члены коллектива и
раскрывать свои творческие возможности. Предполагает следующие этапы: принятие
идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный
анализ и оценка, принятие идеи нового дела (С.
128*).
Конфликт (от лат. confliktus —
столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой
форме; процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более
сторон-участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для
каждого из его участников. В зависимости от конфликтной ситуации выделяются:
бытовые, деловые, профессиональные, психологические, идеологические, К.
смещенного основания как неразрешимый К. Формы К.: недовольство, разногласие,
противодействие, противостояние, противоборство, разъединение. Способы
разрешения: проявление эмпатии, шутка, компромисс, «третейский суд»,
двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление.
Развитие К. обычно идет в следующей последовательности: а) постепенное
усиление участников К. за счет введения более активных сил, а также за счет
накопления опыта борьбы; б) увеличение количества проблемных ситуаций и
углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной
активности участников, изменение характера К. в сторону его ужесточения,
вовлечения в К. новых лиц; г) нарастание эмоциональной напряженности,
сопровождающей конфликтные взаимодействия, к-рая может оказать как
мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников К.; д)
изменение отношения к проблемной ситуации и К. в целом
(С.141*).
Конфликт внутренний — психическое явление,
заключающееся в столкновении противоположных действий, мнений,
мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутреннее
противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К.в. — м.
б. конструктивным, если, напр. учитель в результате сознания своего
внутреннего разлада находит новые грани в своей профессии, снижает свою
тревожность, повышает самооценку, нащупывает новые способы
профессионального поведения. Конфликт деструктивный — конфликт,
тормозящий развитие, вызванный ошибочным восприятием ситуации, а также
надуманными причинами(С.141*). Конфликт продуктивный
(конструктивный) — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику
и результативность соц.-психол. процессов и служащий источником
самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера, М.
Дойча и др. показали, что при определенных условиях межгрупповой К. может
выполнять интегративную функцию, сплачивать членов группы, стимулировать
эффективный выход из проблемной ситуации. В научных коллективах К.,
обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают
интеллектуально-эмоциональную напряженность, к-рая сопутствует столкновению
различных представлений и стратегий исследовательского поведения, что
способствует поиску продуктивных решений проблем. Конструктивным К.
может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых
аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные линии поведения. Р.
Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство),
сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество,
направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс
— урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание,
заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не
уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление — тенденция
сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение
этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и
напористость. К. п. в школе сигнализирует о назревших противоречиях,
стимулирует поиски (когда, напр., по-новому работающий учитель
будоражит мысль коллег, хотя и встречает их настороженное неприятие). К.
между новатором и инертными учителями директор школы может конструктивно
использовать для оздоровления пед. коллектива, его творческого роста
(С. 142*).
Лидер (от англ. leader — ведущий) — член
группы с наивысшим социометрическим статусом, за к-рым признается особая роль
при принятии групповых решений и организации совместной деятельности; личность,
способная к самореализации, самосовершенствованию, самостоятельности,
самоопределению, саморазвитию, самообладанию, инициативности, обладающая
высокой продуктивной работоспособностью, активностью, организаторской
проницательностью, ответственностью, силой характера. В психол. приняты
различные классификации Л.: I. по содержанию деятельности (Л. — организатор, Л.
— программист, Л. — исполнитель); 2. по сфере проявления активности (Л.
универсальный, Л. ситуативный); 3. по направленности деятельности и т.д. Л
бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным
(реально признаваемым коллективом). В процессе формирования детского
коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положения, чтобы реальный Л.
принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем
(С.158*).
Лидерство — доминирование в межличностных
отношениях; способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и
на группу, направляя усилия всех на достижение цели организации;
естественный соц.- психол. процесс в группе, построенный на влиянии личного
авторитета человека на поведение членов группы. Выделяют бытовой тип Л. (в
семье, в классе, в учебной или досуговой группе и т. п.); соц. тип Л. (на
производстве, в спортивных, творческих обществах и т. д.); политический тип Л.
(государственные, общественные деятели)
(С.159*).
Любовь к детям — 1. положительное
эмоциональное отношение к ним и специфическая деятельность по усилению
личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к
самоопределению и самореализации, выработке самостоятельной системы
жизненных ценностей и отношений; 2. одно из важнейших свойств человека,
избирающего пед. деятельность (С.
168*).
Методика коллективного творческого воспитания
(коммунарская методика) — создание коллектива на основе
привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия
воспитателей и детей; организация деятельности как общественно значимой,
интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной
(ритуалы, традиции, игровые формы); построение самоуправления па принципах
периодической сменяемости организаторов с целью включения всех
воспитанников в общую деятельность; особые отношения в коммунарском коллективе,
проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь,
поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах,
просоциальный характер всей деятельности (А.С. Макаренко, И.П. Иванов) (С.
174*).
Самоанализ педагогической деятельности —
процесс познания, изучения учителем состояния, результатов своей
собственной учебно-воспитательной работы, установления
причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений,
определения путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.
Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая,
самообразовательная. С. собственной деятельности помогает учителю
осознать возникающие трудности в работе и найти правильные пути их
преодоления (С. 298*).
Самовоспитание — сознательная
деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя
как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. С.
предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С.
связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления,
способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию,
самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке,
соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе своих
индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения
степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития
личности. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием (С.
299*).
Самооценка — оценивание человеком своих
собственных психол. качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и
недостатков, места среди др. людей. Виды С: актуальная — как личность
видит и оценивает себя в настоящее время; ретроспективная — как личность
видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни; идеальная — какой
хотела бы видеть себя личность, ее эталонные представления о себе;
рефлексивная — как с точки зрения человека его оценивают окружающие
его люди. Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная — выше актуальной, то это
говорит о росте самосознания (С. 300*).
Ситуация педагогическая — 1. совокупность
условий и обстоятельств специально задаваемых учителем, или возникающих
спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося
как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности,
формирование его как личности; 2. кратковременное взаимодействие учителя с
учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и
интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и
направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую
сторону (С. 309*).
Справедливость педагогическая — мера
объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению,
поступкам и действиям воспитуемых (С. 322*).
Стиль отношений между учителем и детьми —
внутренний психол. фон, на к-ром развертываются все акты взаимоотношений
учителя и детей (С. 324*).
Стиль педагогического общения— стиль
отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей;
идивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с
воспитанниками. Стили общения: на основе увлеченности совместной творческой
деятельностью, на основе дружеского расположения, дистанции, устрашения,
заигрывания (В. Кан-Калик) (С. 324*).
Стиль руководства— типичная для лидера
(руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных,
воспитанников); относительно устойчивая система практических действий
руководителя, определяемая способами решения стоящих перед ним задач и
совокупностью личностных качеств. Стили: демократический, авторитарный,
либеральный. Но есть и такая классификация: плановый, авральный,
регламентирующий, консервативный,
дипломатический, документальный, лидерский, административный (С.
324*).
Субкультура — часть общей культуры,
система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой соц. группе:
молодежная, криминальная, профессиональная, национальных меньшинств и т. п.
Отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами
поведения, прической, одеждой, обычаями. Субкультура детская (подростковая,
юношеская) — 1. культурное пространство и круг общения
подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и
создать свои, автономные формы культурной активности; 2. все, что создано
человеческим обществом для детей и самими детьми (С.
328*).
Такт педагогический — чувство меры в
поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение
достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях
с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. — одна из форм реализации пед.
этики (С.331*).
Типы воспитания — основные формы
реализации воспитания, обусловленные соц.-экономическими и историческими
условиями общественного развития. Первый Т. в. основан на естественном
разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной
эпохи. Второй Т. в. возник в результате общественного разделения труда,
имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей
воспитания и способов их реализации у разных соц. групп. Второй Т. в.
представлен в мировой культуре специфическими вариантами: восточным и
западным воспитанием. Восточному Т. в. свойственны жесткие требования
относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной
свободы личности, ее самостоятельности и независимости мышления.
Западный Т. в. имеет ценностно-рациональный характер обучения и
образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в
человеке индивидуального и творческого начал (С
353*).
Традиции (от лат. traditio — передача,
повествование) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в
поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им
обычаи, правила, ценности, представления. Т. складывается на основе тех форм
деятельности, к-рые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и
личностную пользу. С изменением соц. ситуации развития той или иной
общности Т. может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Т.
служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу
воспитания. Большое внимание Т. в процессе сплочения детского коллектива уделял
А. С. Макаренко (С.355*).
Трудновоспитуемость — сознательное или
бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному пед.
воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая пед. просчеты
воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности
характера, др. личностные характеристики воспитанников, затрудняющих соц.
адаптацию, усвоение учебных программ и соц. Ролей (С.
358*).
Цель воспитания как общественного явления
— теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном
типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности,
свойствам и качествам, умственному физическому, нравственному,
эстетическому развитию и отношению к жизни. В философии выделяют три подхода к
выбору Ц. в. Идеалистический: Ц. в. определяются на основе представления о
сверхчувственном целеполагающем начале, которое вносит смысл в человеческую
жизнь, определяет цели и ценности. Имманентная философия утверждает: Ц. в.
определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от
индивидуальной природы личности. Материалистический подход: Ц. в. зависят от
потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей
данного общества и соответствуют уровню общественного развития (С.
381*).
Цель воспитания как пед. явления —
ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под
воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных
воспитательных акций и действий
(С.381*).
Я-концепция — система представлений
человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др.
людьми и относится к себе. Я- концепция учителя профессиональная — та часть Я-концепции личности
учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в
настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и
оценивает по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное
Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки
зрение учителя, его рассмативают др. люди — его коллеги, его учащиеся и др.
(«рефлексивное Я»).
Я-образ зеркальный —
отражает то, как воспринимается личность значимыми др. "Я- сообщение
(высказывание) — прием пед. оценки, применяемой в тот момент, когда не
требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении
ученика, но необходимо косвенно скорректировать его отношения и действия.
«Я-с.» позволяет обозначить проблему и при этом принять ответственность на
себя и обычно включает в себя: описание ситуации (Когда я вижу, что ...);
называние своих чувств в ситуации (Я не знаю, как реагировать ...Я чувствую
...); называние причин возникающих чувств (В связи с тем, что. .).
Преимущества «Я-с»: позволяет воспитателю в необидной форме для
воспитанника выразить негативные чувства; позволяет воспитаннику узнать ощущения
и чувства воспитателя; чувства, высказанные без приказа, осуждения или
выговора позволяют воспитаннику самому принять решение и учесть переживания
воспитателя (С. 400*)
"Я" ученика — комплекс представлений и
знаний ученика о себе как о школьнике. Представления и знания о себе у школьника
неравнозначны и порой противоположны. Образ себя и самодоверие во многом
обусловливают поведение ученика и его успехи в классе, к-рые в свою очередь
становятся предметом оценки др. лиц, и в основном учителя. От принятия учеником
оценочных суждений др. людей и объяснения их себе, зависит его самооценка, образ
себя. Большое влияние на «Я» у. оказывает совпадение соц. роли ученика с
его собственным пониманием предназначения ученика, совпадение
установленного и требуемого поведения с его собственными установками и
требованиями к себе. Для младших школьников важна их оценка учителем,
для старших - оценка сверстниками. Для многих старшеклассников характерно
стремление сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его
повысить (С. 401*).
*Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. - 448 с.