Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей Страница page49
Методические рекомендации по организации работы
оздоровительных лагерей с дневным пребыванием
детей
В целях обеспечения непрерывности воспитательного
процесса, удовлетворения потребностей детей в различных видах отдыха и
оздоровления на базе учреждений общего среднего образования, дополнительного
образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений
(далее – учреждения образования, учреждения) организуются оздоровительные лагеря
с дневным пребыванием детей.
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (далее
– лагерь) – это форма организации жизнедеятельности, обеспечивающая реализацию
программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, реализацию
образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в рамках
учреждения образования, которое создает условия для организации различных видов
деятельности, питания, оздоровления и
отдыха.
Работа лагеря организуется по сменам. Смена – это форма
организации оздоровительной и образовательной деятельности учащихся учреждений
образования в период каникул, реализуемая в условиях дневного пребывания и
обязательной организации питания. Продолжительность оздоровления детей в период
летних каникул должна быть не менее 18 дней (оптимально – 21-24 дня); в период
осенних, зимних и весенних каникул – не менее 6 дней.
Лагеря
организуются на базе учреждений образования, в том числе средних школ - училищ
олимпийского резерва, на базе специализированных учебно-спортивных учреждений,
иных учреждений и организаций, а также с использованием арендованных помещений
для оздоровления детей 6 – 15 лет[1]. В
лагере предусматривается пребывание детей до 16.00 или до 18.00 и организация
трехразового питания[2].
Основными задачами деятельности лагеря
являются:
укрепление здоровья
детей;
формирование навыков здорового образа жизни;
формирование социальных норм и
ценностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей детей в
интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании;
формирование и развитие творческих
способностей.
Содержание, формы и методы работы лагеря определяются
педагогическим коллективом в соответствии с принципами гуманистической
направленности воспитания, сохранения национальных культурных и духовных
традиций белорусского народа, учета возрастных и индивидуальных потребностей и
интересов детей. Вне зависимости от направленности смены лагеря приоритетными
должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, в содержание которых
включается организация полноценного питания, медицинское обслуживание,
проведение оздоровительных, образовательных, физкультурных, культурно-массовых
мероприятий, способствующих актуализации ценностей здорового образа жизни,
формированию ценностного отношения к материальному и природному окружению,
умения целесообразно и эффективно использовать свободное время. Образовательный
процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования
детей и молодежи в лагере целесообразно осуществлять как в индивидуальных
формах, так и в объединениях по интересам с переменным составом (кружках,
секциях, клубах, творческих мастерских, студиях, лабораториях, театрах, научных
обществах и др.).
Согласно программе воспитания детей, нуждающихся в
оздоровлении, ведущими видами деятельности детей в условиях оздоровительного
лагеря являются: познавательная, творческая, игровая, коммуникативная. Для
реализации каждого из данных видов деятельности необходимо выбирать оптимальные
приемы, методы и формы организации работы. Так, познавательная деятельность
реализуется, в большей степени, в следующих формах: акции познавательной
направленности, исследовательские проекты, интеллектуальные турниры, экскурсии,
викторины, информационные часы, дискуссии, диспуты, дебаты и др.
Для организации творческой деятельности целесообразно
использовать творческие задания и конкурсы детского творчества (вокального,
хореографического, театрального, декоративно-прикладного,
художественно-изобразительного, литературного, фольклорного и т.д.), игры на
развитие творческих и креативных способностей и др.
Игровая деятельность является важным средством
социализации личности. В оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
целесообразно использовать следующие виды игр: спортивные, военно-спортивные,
интеллектуальные, игры-путешествия, уличные командные игры, сюжетно-ролевые,
деловые игры, компьютерные игры и др.
Оптимальными формами реализации коммуникативной
деятельности в лагере являются: игры и упражнения на знакомство и
взаимодействие, на сплочение временного детского коллектива, сюжетно-ролевые
игры, конкурсы и др.
При организации работы с детьми целесообразно использовать
следующие методы и приемы: методы словесной коммуникации (беседы, рассказы,
лекции, дискуссии, доклады, конференции); методы организации практической
деятельности (упражнения, исследования, проведение опытов, эксперименты,
выполнение творческих заданий, разработка и реализация социально значимых
проектов); методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации
(демонстрация опытов, просмотр фильмов, презентаций и т.п.); методы
стимулирования и мотивации (пример, поощрение, создание ситуации успеха,
проблемных ситуаций и т.п.). Выбор метода зависит от целей, задач, содержания
деятельности и стиля педагогического
взаимодействия.
Особое внимание необходимо уделить формированию временного
детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата, а также
созданию условий для оздоровления детей, нуждающихся в особом педагогическом
внимании: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
детей-инвалидов, детей, признанных находящимися в социально опасном положении,
нуждающимися в государственной защите.
Эффективность работы лагеря зависит от создания необходимых условий,
важнейшим из которых является грамотная организация социально-педагогического
сопровождения развития детей.
Под социально-педагогическим
сопровождением понимается деятельность, направленная на оказание превентивной и
оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с
физическим и психическим здоровьем, с эффективной деловой и
межличностной коммуникацией, с
жизненным самоопределением.
Социально-педагогическое сопровождение строится на следующих
принципах:
«активная
позиция ребенка»: научить ребенка решать проблемы
самостоятельно;
«приоритет интересов ребенка»: признание уникальности личности каждого
ребенка;
«непрерывность и преемственность»: обеспечение преемственности в работе
специалистов учреждений образования;
«превентивность»: предупреждение возникновения проблемных
ситуаций.
Основными
направлениями осуществления социально-педагогического сопровождения в лагере
являются: решение коммуникативных проблем и проблем сохранения и восстановления
здоровья ребенка; оказание помощи ребенку в выборе образовательного маршрута,
пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства, выборе досуговой
сферы для самореализации.
Одним из
факторов успешной работы лагеря является укомплектованность штата кадрами
соответствующей квалификации. При подготовке к летней оздоровительной кампании
целесообразно организовать для педагогических работников методические
мероприятия (семинары, практикумы, конференции и др.). Необходимо предусмотреть
участие в работе лагеря педагога-организатора, учителя физической культуры,
библиотекаря, педагога социального, педагога-психолога, педагогов
дополнительного образования. Достаточно эффективной является практика назначения
на должности руководителей оздоровительных лагерей руководителей (заместителей
руководителей) учреждений образования, опытных
педагогов.
По
условиям пребывания оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей является
временно приспособленным, поэтому необходимо обратить особое внимание на
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, оборудование помещений,
эстетику их оформления, создание предметно-пространственной среды для проведения
оздоровительных мероприятий (оборудование комнат отдыха, игровых комнат,
установка скамеек, столов для настольных игр, чтения и других мероприятий на
свежем воздухе, создание экологических тропинок и др.); обеспечение оптимального
чередования труда и отдыха, режима необходимой двигательной активности с учетом
возраста, пола, состояния здоровья и возможностей
детей.
Обязательным условием эффективного функционирования лагеря является
оперативное информационное сопровождение его деятельности. Необходимо обеспечить
рекламу лагеря, размещать материалы о ходе летней оздоровительной кампании на
страницах периодических изданий, сайте учреждения образования. Тематический
стенд, как форма информационного сопровождения, должен содержать следующую
информацию: план работы лагеря с указанием даты, места, времени проведения
мероприятий и категории участников, рекламу и итоги общелагерных мероприятий,
режим дня лагеря, информацию о работе СППС, телефона доверия, библиотеки,
спортивного зала (стадиона), компьютерных классов, расписание работы объединений
по интересам, информацию о работе учреждений дополнительного образования детей и
молодежи.
Планирование работы лагеря призвано обеспечить системность,
организованность, согласованность деятельности, а также логику и
последовательность реализации задуманного. План работы лагеря должен быть
конкретным, отвечать требованиям реалистичности, актуальности, преемственности,
отражать мероприятия в рамках республиканских акций, предусматривать
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи,
социокультурными объектами населенного пункта, включать мероприятия,
организуемые СППС и библиотекарем учреждения образования, мероприятия,
проводимые под эгидой детских и молодежных общественных объединений, а также
совместно с сотрудниками ИДН, МЧС, учреждений здравоохранения, родительской
общественностью и т.п.
Примерная
структурная модель ведения документации
лагеря:
постановление местных органов управления образованием по организации
летнего отдыха учащихся (решение исполнительного комитета и (или) приказы
управления (отдела образования);
документы
об открытии лагеря (включая приказ с приложением списка детей, зачисленных в
лагерь, акт приемки, разрешение на открытие лагеря);
заявления
родителей о зачислении в лагерь (с резолюцией руководителя учреждения
образования о зачислении);
список
работников лагеря с результатами медицинского заключения; санитарные
книжки;
график
работы воспитателей лагеря;
режим дня
лагеря;
табель
учета посещаемости детей;
социальный паспорт лагеря;
план
работы лагеря на смену;
правила
внутреннего распорядка для детей;
документация по технике
безопасности;
должностные инструкции работников
лагеря.
Нормативные правовые
документы
Кодекс Республики Беларусь об
образовании.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня
2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (в ред.
постановлений Совмина от 24.11.2006 № 1577, …, 22.08.2013 № 736).
Положение
о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных,
спортивно-оздоровительных лагерях (утверждено Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь 02.06.2004 № 662 (в ред. постановлений Совмина от
24.11.2006 № 1577, …, 22.08.2013
№ 736).
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от
19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении положения о
воспитательно-оздоровительном учреждении образования» (в ред. постановления Минобразования от 24.05.2013
№ 27).
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 26 декабря 2012 г. № 205 «Об утверждении санитарных норм и правил
«Требования к оздоровительным организациям для детей» и признании утратившими
силу некоторых постановлений министерства здравоохранения Республики Беларусь и
главного государственного санитарного врача Республики Беларусь (в ред.
постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от
25.11.2014 № 78).
Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным
организациям для детей» (утверждены Постановлением Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205) (в ред. постановлений Минздрава от
29.07.2014 № 63, от
25.11.2014 № 78).
Постановление Министерства образования Республики Беларусь
от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении инструкции об организации участия
обучающихся учреждений образования в туристских походах и
экскурсиях».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30
июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок
пассажиров».